Нет другой звезды благороднее солнца,
Звезды, дающей столько тепла и блеска в пустыне неба.
Так и мы прославляем те, что всех игр благородней, -
Олимпийские игры.
Пиндар
Олимпийские игры в ХХ столетии стали одним из многочисленных денежных шоу, превратившись в средство низкопробной массовой национальной пропаганды, вовремя и без сбоев поставляя необходимую норму адреналина в застоявшуюся кровь уставшего человечества.
Но на заре своего существования Олимпийские игры имели принципиально другое значение. Это был комплекс ритуалов и спортивных состязаний, направленный на религиозное и культурное объединение Эллады.
Существует множество легенд, повествующих об учреждении игр, причем большинство из них так или иначе связано с богами. Самая распространенная история гласит, что царь Элиды по имени Ифит, видя, как устали его сородичи от бесконечных войн, болезней и прочих напастей, решил искать помощи у богов. Он отправился в Дельфы, и там жрица Аполлона передала ему повеление богов: устроить общегреческие празднества - Олимпийские состязания. После этого, по преданию, три грека (Ифит, знаменитый спартанский законодатель Ликург и некий афинянин Клеосфен) заключили договор об установлении игр, где объявили Олимпию священным местом их проведения, а любого, кто войдет в ее пределы вооруженным, - преступником и богохульником. Таким образом, боги предложили людям возможность спасения от распрей и войн, установлением свыше была дана иная альтернатива внутригреческих взаимоотношений: раз в несколько лет люди собирались на благословенной земле, славили богов через свои спортивные достижения и художественное мастерство (ибо на игры приходили и демонстрировали свое искусство и поэты, и драматурги, и скульпторы, и актеры), приносили жертвы.
Было положено приблизительно за месяц до Олимпийских игр рассылать специальных посланников в оливковых венках (теоров) по всей Греции и объявлять эллинам, что наступило священное перемирие - экехерия. Войны останавливались, политические противники откладывали борьбу, и все греки отправлялись в дорогу к священной роще Зевса и Геры.
Первое письменное упоминание о спортивных состязаниях мы встречаем у Гомера - это погребальные игры на похоронах Патрокла и игры, в которых участвует Одиссей во время своего путешествия.
Погребальные игры проводились после похорон какого-либо знатного человека и, судя по всему, устраивались его близкими друзьями. Участники должны были проявить всю свою силу, ловкость и умение в память о погибшем.
Подобные игры были распространены в XI-IX веках до н.э. Спорт той эпохи можно назвать аристократическим, потому что в состязаниях участвовали в основном представители знати. Состязания проводились, видимо, от случая к случаю: не существовало специального места проведения соревнований, не было системы правил, института судей. Призы выдавались всем участникам соревнований, даже если они занимали последнее место, причем победа в заезде на колесницах, в кулачном бою или борьбе оценивалась гораздо выше, чем все остальные, так как эти виды спорта считались наиболее благородными.
Древнегреческие мифы полны сведений о состязаниях, проводимых между богами или героями. Овидий поведал нам историю об Аполлоне и его любимце спартанском царевиче Гиацинте. Состязания эти стали причиной гибели Гиацинта: диск, брошенный Аполлоном, попал царевичу в голову. Точно такой же смертью во время игр, устроенных Персеем, погиб его дед Акрисий, что было предсказано оракулом еще до рождения Персея. Есть упоминания и о состязаниях по бегу, например, история о бегунье Атланте, которая обещала выйти замуж за того, кто сумеет прийти к финишу раньше нее. Юноша Миланион сумел ее обогнать благодаря совету богини Афродиты разбросать золотые яблоки по дороге - красавица залюбовалась ими и отстала.
Миф о колесничных заездах рассказывает о жестоком царе Эномае, получившем предсказание, что он умрет от руки своего зятя. Эномай всем женихам своей дочери Гипподамии ставил условие - обогнать его на скачках, при этом он даже пропускал его сначала вперед, но никто не мог уйти от его быстрых коней и предательского копья, брошенного в спину. Одному из претендентов на руку Гипподамии, Пелопсу, удалось подкупить возничего Эномая, и он плохо закрепил колесо, поэтому, когда Эномай разогнался, колесо вылетело и царь разбился. (Кстати, по одной версии, с погребальных игр, устроенных Пелопсом в честь Эномая, начались Олимпийские игры.)
В проведении игр существует некая закономерность: в гомеровский период состязания устраивались по воле какого-либо знатного человека или царя, позже соревнования стали устраиваться как бы по установлению богов, в местах, связанных с чудесами. Например, Пифийские игры, проводившиеся в Дельфах, были посвящены Аполлону, который, по преданию, после своей победы над гигантским драконом Пифоном учредил музыкальные соревнования, а позже к ним добавились поэтические, атлетические и конные.
Немейские игры устраивались каждые два года в Немейской долине в честь победы легендарного греческого героя Геракла над чудовищным львом, опустошавшим окрестности. Сам Геракл посвятил эти состязания своему отцу Зевсу и был одним из первых атлетов.
Истмийские игры проводились раз в два года недалеко от Коринфа. Их создание связывали или с Посейдоном, или с афинским героем Тесеем, победившим гигантского разбойника Синида, который жил в истмийских лесах, нападал на путников и жестоко расправлялся с ними: он привязывал их к двум согнутым соснам, а затем отпускал деревья, разрывая таким образом человека на части. Тесей подвергнул его такой же казни и в честь своей победы устроил игры. С именем Тесея связано и основание праздника в честь богини Афины - "Великих Панафиней", проходившего в Афинах раз в четыре года.
Каждый год в Греции проводились масштабные культовые мероприятия, большинство из них считалось "государственными" праздниками. Подобные общие собрания в определенных культовых местах, посвященных какому-либо богу, сопровождавшиеся жертвоприношениями, играми и т.п., назывались панегиреями. Олимпийские игры считались главнейшими и важнейшими среди всех панегирей, так как Олимпия была святилищем Зевса, и соответственно все остальные религиозные центры Эллады негласно подчинялись ему.
Во время празднеств в Элиду (область, где располагалась Олимпия) стекались люди со всех окраин и даже из колоний, таким образом, это было единственное культовое мероприятие, собиравшее вместе всех эллинов.
Первый праздничный день был целиком посвящен приему делегаций из разных городов и принесению жертв. По описанию Павсания, греческого историка-географа поздних времен, с самого утра по дорогам священных рощ проходили богатейшие процессии посланников, тянулись возы с дарами, даже самые малоимущие граждане совершали скромные приношения. Это был особый день и для спортсменов. По обычаю, они вместе со своими семьями (мужской их половиной) и друзьями проводили весь день у жертвенников и алтарей своих богов-покровителей, давали обеты. Возничие обязательно приносили жертвы на специальный алтарь, прозванный "лошадиным ужасом", так как он был расположен на самом опасном участке трассы, где чаще всего погибали участники скачек. В этот же день все соревнующиеся в присутствии судий и почетных граждан Элиды приносили клятву, что будут честно соревноваться и безоговорочно слушаться судей.
Следующие три дня были отведены для соревнований. Обширные трибуны заполнялись зрителями, порой до 40 тыс., вход был бесплатный. Соревнования могли посещать только мужчины, женщинам под страхом смертной казни было запрещено появляться в Олимпии в течение всего праздника. Известно, что однажды мать одного атлета, страстно желая увидеть, как соревнуется ее сын, переоделась тренером, но когда ее сын победил, она выдала себя, бросившись ему на шею. От смерти ее спасло только то, что она была из семьи почетных олимпиоников. Именно тогда, видимо, было введено правило, что тренеры во время соревнований должны сидеть все вместе в специальном помещении, причем абсолютно обнаженные.
Сохранились некоторые сведения, которые оспаривают строгий запрет появляться женщинам на соревнованиях: во-первых, возможно, запрет касался только замужних женщин, девушки же могли присутствовать на трибунах, а во-вторых, мы совершенно точно знаем, что в честь богини Геры проводились специальные соревнования между женщинами, но, судя по всему, они происходили в другое время.
Единственная представительница слабого пола, которая обязательно присутствовала на играх, была жрицей богини Деметры, для которой на самом почетном месте сооружался специальный мраморный трон.
Соревнования начинались с жеребьевки: коллегия из 10 судей готовила специальные камешки и складывала их в освященную кружку, после чего атлеты, помолившись Зевсу, тянули жребий.
Приступая к противоборству, каждый атлет осознавал свои силы, преимущества и недостатки, но больше всего он полагался на волю богов. Все помнили поучительный пример из "Илиады": Одиссей и Аякс состязались в беге, они были равными противниками, но победил Одиссей, так как ему помогала Афина (на пути Аякса лежал помет животных, и он поскользнулся). Победители никогда не забывали своих богов-покровителей и обязательно совершали благодарственные жертвоприношения. Сохранились бронзовые диски с надписями, гласящими, что победитель, метавший этот диск, теперь дарит его храму.
Победитель Олимпийских игр получал вместе с венком и пурпурными лентами всеобщее признание, он почитался любимцем богов, автоматически становился одним из самых уважаемых людей в своем краю, его старость была обеспечена. Для многих победа в играх становилась величайшим достижением жизни, пределом мечтаний. Например, у одного почетного олимпионика Диагора за одни игры оба сына стали победителями, когда судьи вручали им венки, трибуны рукоплескали и соседи говорили Диагору: "Умри, Диагор, умри! Умри, потому что тебе больше нечего желать от жизни!"
Примером веры греков в богоизбранность олимпиоников может послужить следующая история: один греческий город готовился к торжественной встрече своего согражданина-победителя, и местные власти приказали снести стены, свято веря, что если олимпионик с ними, то никакие враги им не страшны.
Победитель получал право быть увековеченным в статуе, а ведь, кроме богов, этой чести удостаивались немногие. Причем сначала скульптор ваял обобщенный образ атлета и подписывал его имя и достижения, а пятикратный олимпионик изображался уже с портретным сходством. Статуи победителей заказывались обычно их соотечественниками и ставились на центральное место в городе. Существуют сведения, что этим статуям даже молились, прося исцеления.
Система проведения и идейная направленность Олимпийских игр, разработанный кодекс правил, четкая шкала ценностей - все это вместе повлияло на создание образа "kalos kagatos", т.е. в дословном переводе прекрасно-благого человека. Это был идеал всесторонне развитого человека, прекрасного телом и душой. Такой герой мог потягаться с богами, если бы не был взращен на идее почитания богов и обязательной верности заветам предков. Этот образ волновал и скульпторов, и писателей античности в течение столетий. В изобразительном искусстве каноном совершенства считается статуя Поликлета, изображающая юношу-копьеносца. Одним из примеров такого типа в литературе является образ Исхомаха в произведениях Ксенофонта.
Когда в IV веке начались бесконечные внутренние войны, распри и предательства, греки стали использовать религию как сильнейшее средство воздействия на противника. Дельфийский оракул работал почти по заказу, вера утратила чистоту, ясность и смысл, это не могло не сказаться и на проведении игр. Участие в них теперь принимали только профессиональные борцы, которые уже не верили в помощь богов, а рассчитывали только на собственную силу и хитрость. Были введены денежные призы, тогда как в классическую эпоху уже один лавровый венок олимпионика символизировал все почести и преимущества, которые атлет приобретал вместе с победой.
Иссяк поток красочных процессий, люди все больше разубеждались во всесильности богов и все чаще бросали им вызов. К концу тысячелетия случалось, что игры не на что было проводить. Царь Ирод, посетивший Олимпию в 12-8 гг. до н.э., восхитился самой идеей подобных соревнований. Узнав, что святилищу не хватает средств на былой размах, он учредил специальный денежный фонд для проведения игр. Несмотря на частые подачки со стороны взбалмошных вельмож, Олимпия влачила жалкое существование.
Спустя несколько столетий сюда пришли христиане, разграбили сокровищницы и уничтожили все, что не смогли унести (а среди всего прочего и чудо света - знаменитую статую Зевса работы Фидия). Затем по этой земле прошлись варвары, и пара землетрясений довершили дело разрушения.