В ПРОШЛОМ веке наш российский писатель Петр Дмитриевич Боборыкин, долго живший во Франции и хорошо ее знавший, отмечал, что всяк приобщившийся в этой стране к литературе может достигнуть решительно всего. Вот что он записал по своим наблюдениям на этот счет: "Причастность к писательскому труду во Франции дает ход во всех направлениях общественной жизни, особо в политической сфере. Кроме адвокатов, писательская корпорация доставляет самый большой набор людей, играющих роль в политической жизни".
Все это полностью актуально и для Франции наших дней. Чтобы убедиться в этом, достаточно провести час-другой в большом книжном магазине, где-нибудь на бульваре Сен-Мишель в Латинском квартале, перебирая там и последние новинки, и залежалые издания. Поразительное открытие вас ждет: из имен авторов на обложках может может получиться длинный перечень широко известных в стране государственных деятелей! Причем это будут не сборники их выступлений, докладов или научных работ. Нет, это будут романы, как правило, очень толстые и обязательно на историческую тематику. В крайнем случае - нечто вроде исследования жизни и деяний великих людей прошлого...
Пройдемся вдоль книжных стеллажей и познакомимся с продукцией издательских фирм. Вот объемистое произведение Филиппа Сегена, многие годы председательствовавшего в Национальном собрании и серьезного претендента на должность мэра Парижа. Сеген сотворил роман "Луи Наполеон III", который уже разошелся во многих тысячах экземпляров. Вот целая плеяда бывших министров - Николай Саркози, Франсуа Байру, Жак Лонг, Пьер Суассон. Каждый тоже порадовал читателей, а возможно и почитателей, увесистым романом на исторические сюжеты. Творческие порывы этих побывавших в правительстве государственных мужей обращены к временам королей Карла V, Генриха IV, Франсуа I. Романы расходятся приличными тиражами, поскольку само имя автора уже реклама, и это вдохновляет дерзать и впредь. Очень способным к философски-романтическому творчеству оказался в недавнем прошлом министр обороны Франсуа Леотар: выпустив две книги - "За честь" и "Моя свобода", он недавно опубликовал и третью - "Я вас всех нежно ненавижу". А недолго пробывший в кресле премьер-министра Алэн Жюппе сочинил и выпустил в трех частях фолиант о французском просветителе, правоведе и философе XVIII века Монтескье.
Перебирать эту своеобразную антологию можно до бесконечности. Вопрос, однако, напрашивается сам собой: как удается предаться сочинительству людям, предельно занятым в государственных и политических делах? Ларчик просто открывается: во Франции существует целая армия так называемых "литературных негров". Это люди с хорошим знанием словесности и бойким пером, в основном одаренные, но, увы, не нашедшие себя ни в жизни, ни в литературе. Будучи знаком с некоторыми из них, могу свидетельствовать, что они не испытывают ни ревности, ни тщеславия, а просто-напросто добросовестно вкалывают и неплохо зарабатывают, ради чего, собственно говоря, и идут на эту работу.
Случается, что "неграми" работают даже знаменитости. Так, скажем, "негром" покойного президента Франции Франсуа Миттерана был академик и лауреат Гонкуровской премии Эрик Орсенна. Он весьма откровенен: "Что греха таить - существует самый настоящий рынок таких "негров", которым нравится вращаться в политических сферах, быть близкими к известным людям... На этом рынке сложились свои касты: те, кто обслуживает высший эшелон власти, и те, кто задействован на более низком уровне". Имена "негров" первой категории держатся в строгом секрете, о них мало что известно, все больше намеки. Один из руководителей крупнейшего издательства "Плон" признается: "У меня всегда под рукой двадцать высококвалифицированных специалистов своего дела, которых я могу в четверть часа мобилизовать для оказания помощи политическому деятелю". Известный издатель Мишель Лафон считает такую "помощь" вполне нормальной: "Откуда у политиков время заниматься писанием книг - в перерывах, что ли, между заседаниями, деловыми обедами и перелетами из одного конца мира в другой?" В этом есть, конечно, логика: может ли политик позволить себе надолго уединиться, чтоб сотворить серьезное произведение?
Совершенно верно - такое не может себе позволить ни один государственный человек. Будь он даже и не у власти, поскольку в таком случае ему приходится с удвоенной энергией бороться за возвращение во власть и времени на сочинительство исторических романов у него нет. Тогда, спрашивается, зачем государственному лицу или вальяжной политической фигуре нужно, чтобы издательские дома выпускали и рекламировали книги, написанные за них "неграми"?
Все дело здесь, оказывается, в престиже, в признании, наконец, в пропагандировании собственной персоны. Вспомним Боборыкина... "Звание литератора стало классическим фактором популярности, - объясняет мне известный социолог Жан-Луи Миссика. - Глубоко укоренилась вера в то, что известность, имя, слава достигаются значительно быстрее и надежнее, если человек проявляет литературный талант. В общественном мнении сложилось убеждение, что политический деятель, хорошо владеющий пером, способен и хорошо управлять".
Париж