0
3078
Газета Стиль жизни Интернет-версия

18.08.2000 00:00:00

Война нарисованная и настоящая

Тэги: грузия, кавказ, чечня


грузия, кавказ, чечня Рисунок чеченского мальчика Рамзама Зизаева.

ВЕЧЕРОМ 4 августа штаб-квартира Международного комитета Красного Креста, находящаяся в Женеве, распространила заявление о том, что в Грузии, в районе Панкисского ущелья, в этот день утром были похищены трое сотрудников грузинского отделения МККК: гражданка Франции Софья Прокофьеф, гражданка Италии Наташа Зуллино и водитель машины Юрий Дарчиев. Зная о судьбе других заложников, особенно женщин, попадавших в руки чеченских боевиков, можно понять тревогу, которая охватила и весь Красный Крест, и грузинские власти. Но произошло чудо: на десятый день после интенсивных переговоров с похитителями (через посредников, естественно) заложники были выпущены на свободу без всякого выкупа или каких-либо других условий. Правда, в сообщениях информационных агентств проскользнула фраза о том, что в переговорах самое активное участие приняли кистины - жители этого района. "НГ" в апреле нынешнего года писала подробно и о Панкисском ущелье, и о кистинах. Позволю себе напомнить основные моменты.

В начале 30-х годов прошлого века, когда Кавказская война вступила в фазу эскалации, чеченцы, которых грузины издревле называют кистинами (по речке Кистинка, впадающей в Терек у Ларса), стали перебираться в Панкисское ущелье. По этому природному коридору, проложенному Алазанью на южном склоне Кавкасиони (главного Кавказского хребта), чеченцы испокон веков пригоняли в Грузию овец и продавали кахетинцам, а взамен покупали зерно, ткани и все прочее. Но в 1836 году наиб Джоколо, чеченец, не желая подчиняться аварцу Шамилю, всего за два года до этого избранному имамом Дагестана и Чечни, перешел со всем своим тейпом в Панкиси и основал там село, которое и по сей день носит его имя. Постепенно кистинов прибавлялось, и сейчас Панкисское ущелье заселено исключительно ими. До начала боевых действий в Чечне осенью минувшего года их насчитывалось около семи тысяч.

Кистины двуязычны, они говорят одинаково свободно и на грузинском, и на родном языке: обучение в школах ведется по-грузински, бытовой же язык - чеченский. А вот сам быт - почти полностью грузинский. В конце прошлого века пришельцы из-за хребта стали активно принимать христианство и брать себе грузинские имена и фамилии. Кстати, именно это обстоятельство и спасло кистинов от депортации в 1944 году: никого из них не тронули.

После революции, когда Грузинская Православная Церковь была лишена всех прав, а миссионерская деятельность просто запрещена, началось вторичное омусульманивание кистинов, и сейчас они поголовно исповедуют ислам, хотя быт у них по-прежнему скорее христианский. Такая деталь: в каждом кистинском доме есть марани - так по-грузински называется погреб для хранения вина, и вино они научились у кахетинцев делать отменное, и пьют его с удовольствием, что для правоверных мусульман чистейший нонсенс.

Сегодня к семи тысячам кистинов прибавилось ровно столько же беженцев из Чечни. Из них две трети - дети. Всех возрастов: от грудных младенцев до 14-15-летних подростков. Мохдану Касумову - 11 лет, он из Самашек. Это село стало известно во всем мире. Мохдан пережил весь ужас "зачистки", на его глазах убивали односельчан, жгли дома. Других, более ярких впечатлений, у него нет. Их-то он и выплескивает в своих рисунках, которые мне показала его учительница в Дуисской школе Мадина Алдамова, сама бежавшая из Грозного.

Дуиси - самое крупное кистинское село на границе с собственно Кахетией. В нем местный просветитель Юсуп Маргошвили организовал в двадцатых годах первую школу. Сейчас в ней два сектора: русский, где учатся беженцы, и грузинский - для кистинов. В Дуиси одна учительница-чеченка рассказала мне о том, что ни в одном городе Чечено-Ингушской АССР не было ни одной чеченской школы, только русские. И в них даже не преподавали такой предмет, как чеченский язык. Вот вам и торжество ленинской национальной политики, плоды которой мы пожинаем.

Беженцы получают материальную помощь от различных организаций и фондов: ООН, Красного Креста, Джаамат и т.д. Это продовольствие, одежда, обувь, одеяла, матрасы и прочее. Дети одеты ничуть не хуже, чем, скажем, их сверстники в Тбилиси, еды тоже хватает. Тут относительное благополучие, чего не скажешь о психике. Даже сейчас, когда над ущельем пролетает вертолет - не военный, а обычный транспортный, - малыши с криком "Нана, нана!", что с чеченского переводится как "мама, мама", бросаются под стол или под кровать. "У всех детей-беженцев заметно травмирована психика", - объяснила мне Инна Берулава, координатор программы миграции населения грузинского Красного Креста. Кроме семи тысяч беженцев из Чечни, в Грузии сейчас скопилось еще около 350 тысяч беженцев из Абхазии и более 50 тысяч - из Южной Осетии. Инна сама бежала из Сухуми, когда его взяли штурмом чеченские волонтеры под предводительством Шамиля Басаева и убили ее старшего брата, совершенно мирного человека, журналиста. Тогда басаевцы устроили по всей Абхазии кровавую бойню грузинам.

- Но разве дети виноваты? - говорит Инна. - Им-то зачем страдать?

Она занимается в основном психологической и социальной поддержкой беженцев - жертв войны. По ее инициативе была разработана программа "Дети". На эти цели Международная федерация Красного Креста и Красного Полумесяца выделила 16 тысяч долларов. Деньги вроде немалые, но использовать их можно по-разному. Грузинские "крестоносцы" провели в Дуиси 1 июня Праздник детей, привезли из Тбилиси артистов, да и сами ребята продемонстрировали свои способности - концерт школьного ансамбля песни и танца прошел "на ура".

В июле Инна и ее коллега Георгий Манагадзе организовали поездку 35 выпускников Дуисской школы в Тбилиси, показали им Старый город, сводили в средневековую мечеть, но больше всего впечатлил ребят зоопарк. Не будем забывать, что последние шесть лет эти теперь уже юноши и девушки далее своих сел носа не казали, весь мир для них был заключен в тесных границах аула или городского квартала, где они могли видеть только руины и завалы.

По предложению руководителя фонда Развития человеческих ресурсов профессора Нодара Сарджвеладзе среди ребят еще весной провели конкурс на лучший рисунок. Сарджвеладзе - известный в Грузии психолог, доктор наук, считает, что рисование в наибольшей степени освобождает детскую психику от гнета переживаний, по принципу: сказал и душу облегчил. В данном случае - нарисовал и от тяжких мыслей освободился. Рисунки же все как один, словно ребята сговорились, - на военную тематику: самолеты, из которых падают бомбы, похожие на груши, раненые на носилках, горящие дома и т.д. и т.п.

Сначала выставку рисунков провели в Дуиси: смотреть их приходили со всех окрестных сел. Затем ее перевезли в Тбилиси: там она тоже произвела огромное впечатление.

Уже вернувшись в Москву, я узнал из теленовостей о похищении в Панкиси. "Боже мой, - подумал я, - но ведь на их месте могла быть Инна! Что же творится на этом свете?"

В Дуиси я попал случайно, благодаря Красному Кресту, точнее, Инне Берулава. В тот день вместо нее поехал ее коллега Гия Манагадзе, field-officcer, чтобы забрать тех самых 35 подростков на экскурсию в Тбилиси. Хорошо помню, с каким уважением и любовью разговаривали с Гией учительницы, многие из которых годились ему в матери: они все - беженки и впервые за последние пять-шесть лет получили возможность заниматься своим делом - учить детей в школе. Школа в те дни, когда я был в Дуиси, ремонтировалась: деньги выделил все тот же Красный Крест.

Узнав о похищении, я тут же позвонил в Тбилиси и выяснил, что у Софьи закончился срок работы в Грузии и она хотела представить панкисцам Наташу - свою сменщицу, ну и заодно совместить приятное с полезным: они должны были забрать пятнадцать ребятишек и отвезти их в Тбилиси, а оттуда уже переправить в летний лагерь грузинского Красного Креста в Кобулети, в чудесный курортный городок близ Батуми, где в студенческие годы ровно сорок лет назад довелось мне работать старшим пионервожатым.

Как мне сообщили друзья-журналисты, девушек якобы пригласили на свадьбу в одно из сел ущелья. Вообще-то дальше Дуиси "посторонним вход воспрещен". Даже в самом Дуиси все общение происходит в центре села у школы: там разгружают гуманитарную помощь. Даже чтобы сфотографировать мечеть, которая буквально в двух шагах от школы, мне выделили сопровождающих. А часа в два Гия отвел меня в сторонку и тихо сказал: "Пора ехать". Оказывается, после четырех пополудни пребывание в ущелье, в том числе и в Дуиси, посторонним, которыми считаются и работники Красного Креста, не желательно. Кто ввел этот комендантский час, мне объяснить не смогли, но он говорит о том, что хозяева в Панкисском ущелье - не грузинские власти и даже не сами кистины.

Кистины сегодня оказались в положении своего рода заложников. Не помочь своим соотечественникам, многие из которых - прямые родственники, никому и в голову не приходит. Например, девятилетняя Фатима Маргошвили и ее семилетний брат Хизир жили с родителями в Грозном. После того, как дом сгорел, куда им было податься? Конечно, к бабушке с дедушкой, которые живут в Дуиси.

Все это так просто понять, если по-человечески. Но похищают людей те, кто уже давно забыл или никогда не знал, что это такое - "по-человечески". И кистины сегодня фактически под их властью, ибо бандиты вооружены и потому очень опасны. Для таких людей главным аргументом в любом споре служит ружье. Поэтому кистины в своем доме, где они приютили родных из-за хребта, сегодня не хозяева. Хозяин здесь сегодня - человек с ружьем.

Выступая на пресс-конференции 14 августа президент Грузии Эдуард Шеварднадзе выразил огромную благодарность жителям Панкисского ущелья: "Если бы не их усилия и добрая воля, освободить заложников было бы гораздо сложнее", - сказал он. Будем называть вещи своими именами: если бы не кистины, освободить заложников вообще бы не удалось. Но не будем обольщаться. На сей раз пронесло, видимо, сыграла свою роль решительная позиция МККК, заявившего о прекращении гуманитарной помощи беженцам в Панкисское ущелье. Фактически это означало бы как для беженцев, так и для кистинов голодную зиму, тем более голодную, что всю Кахетию в нынешнем году поразила страшная, доселе невиданная за всю ее историю засуха, - все сгорело.

На пресс-конференции в Женеве, которая состоялась в аэропорту сразу же после прибытия самолета с Наташей Зуллино и Софьей Прокофьеф, руководитель департамента МККК в Европе, на Ближнем Востоке и в Северной Америке Анжело Гнэдингер выразил сожаление, что "расплачиваться за инцидент приходится простым людям в Панкисском ущелье, которые из-за приостановки деятельности МККК не получают помощи от этой организации".

Увы, во время войны расплачиваться всегда в первую очередь приходится простым, то есть, мирным людям, это общеизвестно. Известно также, что война - кому и мать родна. Я, конечно, не знаю, кто похищал сотрудников Красного Креста, а еще раньше похитил пять кахетинцев, но что им война - мать родна, в том совершенно не сомневаюсь.

На той же пресс-конференции было сообщено о том, что во время плена заложников перевозили с места на место, но все происходило в Панкисском ущелье - через российскую границу, в Чечню, их переправить, к счастью, не успели. Тогда ситуация, безусловно, крайне бы осложнилась: "НГ" рассказывала о том, как в Панкисском ущелье был похищен грузинский художник Залиашвили, близкий друг Дудаева, горячий сторонник независимой Ичкерии. С ним были дружны Масхадов и многие полевые командиры и, тем не менее, его год продержали в Чечне в самых нечеловеческих условиях, требуя выкупа: избивали, приковывали к отопительным батареям, не давали есть и т.д. А история с журналисткой НТВ Еленой Масюк? Уж больше, чем она, наверное, никто не симпатизировал и не сочувствовал воюющим сепаратистам, она была дружна с самим Басаевым. И что же? Ее похитили и несколько месяцев продержали в плену, подвергая издевательствам. И Басаев об этом знал...

Все это не укладывается ни в какие нормы человеческих отношений, и я просто не берусь даже хоть как-то объяснить подобный феномен, считая его некой психической аномалией, порожденной войной. Одних она делает героями, других - праведниками, иных же - подонками: это уж кто как был запрограммирован от рождения.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Кадровый дефицит будет обостряться еще как минимум пять лет

Кадровый дефицит будет обостряться еще как минимум пять лет

Анастасия Башкатова

Затишье на рынке труда обусловлено исключительно влиянием ключевой ставки

0
1656
Партии боятся прогадать с предвыборными лозунгами

Партии боятся прогадать с предвыборными лозунгами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Поверхностная социология выявляет эффективность пропаганды, а не реальные настроения избирателей

0
1367
С начала года рубль укрепился к доллару почти на 30%

С начала года рубль укрепился к доллару почти на 30%

Ольга Соловьева

Положительное сальдо внешней торговли России продолжает увеличиваться

0
1525
Нефть и мазут стали главными врагами пляжного отдыха

Нефть и мазут стали главными врагами пляжного отдыха

Михаил Сергеев

Море в Анапе заменят бассейнами, винодельнями и аграрным туризмом

0
1384

Другие новости