-Георгий Борисович, позвольте вначале определиться с некоторыми понятиями. Масонство - это род конфессии, орден, международная организация, движение?
- С точки зрения социологии, масонство, вероятно, предстает как добровольно сложившееся сообщество людей, близких по духовным устремлениям. У нас имеются свои организационные единицы и подобия иерархий, но не это главное. Мы близки друг другу, прежде всего, искренней приверженностью общим взглядам на мир и духу человеческого единства. Это позволяет нам считать себя братьями, и с этой точки зрения мы - братство. Элементы "таинственности" в жизни масонства я, кстати, не стану отрицать. Но это не "тайна" организации (да и какие могут быть "тайны" общественных объединений и собраний в наши дни?), а прежде всего таинство предпринимаемых нами - каждым в отдельности и совместно - духовных и интеллектуальных усилий. Цель этих усилий - самосовершенствование и через него, как мы верим, улучшение окружающего мира.
- Сколь велико ваше братство в России и каковы его организационные контуры?
- Я представляю "регулярное" масонство, для членов которого безусловна вера в Бога и в бессмертие души. В своей деятельности мы строго придерживаемся старинных традиций и норм. Так, вступление в "регулярные" ложи открыто только для мужчин. Кроме того, на наших собраниях запрещено обсуждать политические и религиозные вопросы.
Так вот, в России "регулярных" масонов насчитывается несколько сотен. Мы объединены в двенадцать лож - "Гармония", "Лотос", "Астрея", "Гамаюн" и другие. Разумеется, мы представлены в Москве, в Петербурге, а также в нескольких региональных центрах.
Первая "регулярная" ложа в постсоветское время возникла у нас в 1992 году. После того как количество лож достигло четырех, мы учредили в июне 1995 года Великую Ложу России, главой которой - Великим Мастером - я и являюсь. Великая Ложа утверждает Конституцию и Генеральный регламент, которые обязательны для всех "регулярных" лож. Она же заботится о создании новых лож, об издательской деятельности, о текущих административных делах. Юрисдикция Великой Ложи распространяется на территорию всей России. Зарубежные братья не могут предпринимать какие-то шаги в России помимо нас. Великие Ложи уважают юрисдикцию друг друга, что исключает недоразумения.
Число "нерегулярных" масонов и лож в России существенно меньше. С ними мы стремимся поддерживать неформальные дружеские отношения.
- Какие степени посвящения существуют в масонстве и в чем их смысл?
- Сошлюсь на одного из виднейших деятелей русского масонства за рубежом - Михаила Осоргина. Он так охарактеризовал три основные ступени, или три градуса, масонского посвящения: "ученик" - самопознание и самосовершенствование; "подмастерье" - согласование свободных воль в соборной работе; "мастер" - построение идеального храма человеческих отношений. Кроме того, существуют масонские системы высших градусов. Например, Древний и Принятый Шотландский Устав насчитывает 33 степени посвящения.
Масоны высших степеней работают под началом Верховного совета России. Это чисто духовное образование, которое занимается в основном осмыслением наиболее тонких и сложных проблем самосовершенствования личности.
- Сколько же в России представителей высших степеней?
- Такую статистику мы не ведем.
- Вы как Великий Мастер, вероятно, принадлежите к высшей, тридцать третьей степени?
- Возможно.
- Кого можно встретить в российских ложах?
- В духовном плане это люди ищущие. В моральном и этическом - как мы убеждены - искренние и честные. В социальном и интеллектуальном - те, кто уже проделал определенный путь и может предъявить плоды усилий на своем поприще. В общем, как гласит один из критериев принадлежности к масонству, это "люди свободные и добрых нравов". Большинство братьев - состоявшиеся профессионалы. У нас есть ученые, преподаватели вузов, юристы, предприниматели, врачи, чиновники, журналисты, политики, военные.
- Много ли политиков?
- Не так уж мало.
- Есть ли среди братьев члены правительства, депутаты Госдумы?
- Полагаю, что могут быть.
- Как складывается путь восхождения по ступеням масонства?
- Восхождение по лестнице познания, самосовершенствования и посвящения проходит для членов лож по-разному, в зависимости от индивидуальных качеств и устремлений, от оценок, высказываемых другими братьями. В большинстве случаев с момента посвящения в "ученики" до перехода в следующую масонскую степень - "подмастерье" - проходит около года. Примерно столько же может потребоваться для того, чтобы стать "мастером". В дальнейшем процесс еще более индивидуализируется, так что какой-то общей закономерности не существует.
- Занимаясь сегодня возрождением масонства в России, вы, вероятно, обращаетесь к дореволюционному опыту, а также к деятельности русских масонов за рубежом.
- У нас богатая предыстория. Адекватно оценить подъем в русской политической и культурной жизни второй половины XVIII - начала XIX века без учета роли масонства невозможно. По оценкам, до трети образованного слоя того времени составляли "вольные каменщики". И дело, конечно, не в моде или в извечной корпоративности верхов. Масонская идея была одним из ответов на объективные социально-культурные и духовные запросы и, прежде всего, на насущную потребность в просвещении. При этом духовные и интеллектуальные поиски масонов шли в русле глубокой религиозности, что вообще было характерно для российского Просвещения. В отличие от многих европейских просветителей масоны в России не уклонялись в крайний скептицизм и в безбожие.
К масонству изначально примкнули люди самых разнообразных светских званий и политической ориентации. Объединяющая сень лож оказалась выше этих различий. Недаром Николай Бердяев называл масонство "первой свободной самоорганизацией общества в России".
Хочу здесь напомнить лишь несколько наиболее ярких имен: Новиков, Радищев, Петр III, Павел I, Александр I, Суворов, Кутузов, Сумароков, Жуковский, Пушкин, Бенкендорф, Сперанский, Чаадаев, Грибоедов, Пестель, Трубецкой, Бестужев.
- То есть можно сказать, что масонство изначально играло в России многогранную общественно значимую роль.
- Конечно. И отчасти поэтому возникали определенные трения с властью, представители которой не могли освободиться от предвзятости по отношению к значению, которое приобрели масонские ложи в обществе. С 1822 года деятельность лож официально находилась под запретом. Многие русские приобщались к масонству за рубежом. Так поступили Огарев, Тургенев, Бакунин, Яблочков и другие.
- Говорят о причастности масонов к нарастанию революционной волны в начале ХХ века. В этой связи обычно упоминают многих деятелей культуры, политиков, тех же депутатов Думы нескольких созывов...
- Влияние масонства в интеллектуально-творческой среде тех лет несомненно. Многие известные литераторы и публицисты были членами лож. С политикой дело сложнее. В обеих столицах существовали политизированные организации, принимавшие иногда квазимасонские формы. Таковой была, например, ложа Великий Восток Народов России в которую входили большинство членов Временного правительства, в том числе Керенский.
- Что было после Октябрьского переворота 1917 года?
- Большевики, в частности Троцкий, жестко высказывались против масонства и даже призывали Коминтерн бороться против него. Так или иначе, последние ложи в России были официально закрыты в конце 20-х годов.
С этого времени русское масонство весьма активно развивалось в зарубежье, главным образом во Франции. Некоторые из видных эмигрантов, обосновавшихся в Париже, утверждали, что девять из десяти человек их окружения были масонами.
- Итак, если "регулярные" ложи в России сегодня, согласно вашим словам, воздерживаются от активного участия в мирских делах, то из чего же складывается их деятельность? Что происходит после произнесения слов "ложа покрыта", то есть "посторонних нет"?
- У любого общественного объединения - партии, клуба или общества "по интересам" - есть своя внутренняя жизнь, огражденная от внимания посторонних. Попробуйте как "непосвященный" проникнуть на собрание иной современной партии, даже самой демократической. Про частные клубы и говорить не приходится. Так что и мы имеем моральное право на свои формы коллективной жизни. Наши "зодческие работы" - это обычно доклады по масонской тематике, которые братья обсуждают на собраниях один-два раза в месяц.
- Рассматриваются ли в ложах проблемы исторических судеб и возрождения России?
- Внимание лож нацелено лишь на проблемы нравственного совершенствования. Не задача масонства выстраивать концепцию, по которой должна развиваться страна. Хочу вместе с тем отметить, что если первая клятва масона принадлежит Богу, то вторая - Отечеству. Мы безоговорочно привержены принципам целостности нашего государства, нерушимости его границ и поддерживаем законную власть.
- То есть демократическую?
- Законную власть. На собраниях Великой Ложи России обязательно звучит российский гимн и присутствует наш российский флаг. Мы - убежденные и последовательные патриоты.
- Не могли бы вы рассказать о международных связях Великой Ложи России?
- Они достаточно обширны. Мы поддерживаем официальные контакты с 80 Великими Ложами мира, в частности, с братьями из США, Канады, Франции, других стран Европы, Австралии, нескольких стран Африки...
- Есть ли в этом списке страны СНГ?
- Я бы назвал Украину и Молдавию, где в постсоветское время также возникли ложи.
- Может ли принадлежность к масонству войти в конфликт с конфессиональной принадлежностью членов вашего братства?
- Конфессиональность - дело каждого из братьев. Среди нас есть православные, мусульмане, иудеи, но эта тема никогда не поднимается на собраниях "регулярных" лож.
- Нередко приходится слышать о "масонской" символике, о неких смыслах и подтекстах, которые привнесены масонами в архитектуру, предметы быта, музыку, речь. Что из всего этого является правдой?
- Правда в том, что в масонском учении исключительно важна роль архетипических понятий и образов, несущих в себе глубинное, первичное знание. Это знание закреплено не только в текстах, но и в определенных символах, а также ритуалах. "Лучезарная дельта", колонна, обелиск, пентограмма - все они по-своему связаны с идеями божества, истины и гармонии.
Далее имеется целый набор предметов, отражающих связь современных масонов с их историческими предшественниками - сплоченными и настойчивыми мастеровыми - зодчими средневековья. Это всем известные молот, циркуль, отвес, наугольник, запон (фартук) и другие. Они также входят в интерьер лож и используются в традиционных ритуальных действиях.
Масоны-архитекторы, масоны-композиторы, художники, литераторы и так далее часто стремились воплотить идеи масонства в своем творчестве. Ими двигали как естественное стремление художников к самореализации, так и желание изменить, усовершенствовать окружающий мир за счет привнесения в него образов, созвучных масонским идеалам гуманизма и прогресса. Облик многих городов, музыка Моцарта, произведения Майкова, Волошина, Пушкина, Гумилева свидетельствуют о неоспоримом и широком присутствии масонской идеологии и образности в мировой культуре.
Эксперты усматривают перекличку с постулатами и символикой "вольных каменщиков" в ряде атрибутов, воспринятых политическими движениями и государственной властью. Упомяну, к примеру, общеизвестную триаду (иногда в чем-то менявшуюся сообразно потребностям момента) "Свобода-Равенство-Братство".
- Все же в этом можно усматривать по крайней мере возможность для манипулирования массовым общественным сознанием.
- В масонстве представлено одно из очень многих идейных течений, формирующих материальную и духовную культуру человечества. Дискуссия о художественной и социальной значимости каждого из этих течений никогда, видимо, не прекратится. Могу только заметить, что созидание и гуманизм, заложенные в творческих и иных проявлениях масонства, явно противостоят разрушению или тоталитаристскому подавлению, порождаемым определенными учениями и силами. Мы - решительные оппоненты этих проявлений зла.
(Полностью интервью напечатано в "НГ" в #127 от 12.07.2000 г.)