В конце июня в Иерусалиме проведена VII ежегодная конференция Европейской межпарламентской ассамблеи православия (ЕМАП). Еще два года назад, когда на V конференции ЕМАП в Варшаве были определены место и время проведения конференции православных парламентариев 2000 года, самым примечательным в этом событии виделся лишь выход этой молодой, но уже авторитетной европейской организации за границы Европейского континента. Тогда же депутаты парламентов двадцати государств - членов ЕМАП определили проведение иерусалимской конференции в контексте празднований 2000-летнего юбилея Рождества Христова.
Однако перед самым открытием VII конференции ЕМАП интерес к ней со стороны мировых средств массовой информации был проявлен совсем по другому поводу. Ситуация была развернута в плоскость политического противостояния православных государств Европы и западного сообщества. Основными векторами нового видения этой ситуации стали, во-первых, попытка приостановления членства Российской Федерации в Совете Европы и лишение российской делегации права голоса на сессиях ПАСЕ и, во-вторых, конфликт Элладской Поместной Православной Церкви и правительства Греции из-за постановления об изъятии из удостоверений личности греков пункта о православном вероисповедании.
Что касается России, то участие официальной делегации Государственной Думы во главе с председателем комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Виктора Зоркальцева, который является действующим президентом ЕМАП, стало первым межпарламентским контактом после памятных событий в Страсбурге в апреле 2000 года. Более того, именно ЕМАП, организация, имеющая ассоциированное членстве в ПАСЕ, никогда не критиковала внутреннюю политику России в Чеченской Республике и даже предлагала свою помощь в разрешении напряжения между Россией и Советом Европы. Нужно сказать, что с подобной ситуацией ЕМАП сталкивается во второй раз. Впервые нечто подобное произошло после исключения из ПАСЕ Югославии. Тогда ЕМАП не просто не стала прислушиваться к рекомендациям о замораживании контактов с депутатами от Союзной Скупщины, но и избрала представителя Югославии в Международный секретариат - руководящий орган Ассамблеи. И именно ЕМАП на своих конференциях в Варшаве в 1998-м и Санкт-Петербурге в 1999 г. обозначила проблему исламского сепаратизма в трех православных государствах - в Югославии, на Кипре и в России.
Говоря о второй проблеме, связанной с ситуацией в Греции, необходимо отметить, что впервые делегация парламента эллинов предстала в виде двух противоборствующих сторон - традиционалистов во главе с авторитетнейшим политиком, депутатом десяти созывов, представляющим крупнейшую партию ПАСОК, Стилианоссом-Ангелосом Папатемелисом и либералов во главе с вице-спикером Николосом Кацаросом.
И самое сложное, что иерусалимская конференция была отчетной, т.е. завершающей двухгодичный срок избранных президента, генсека, Международного секретариата и комиссий ЕМАП. А так как по уставу генеральным секретарем ЕМАП избирается представитель Греции, в этой неоднородной делегации, за которой внимательно следил Синод Элладской Церкви, дело вполне могло закончиться скандалом. Вплоть до выхода Греции из движения ЕМАП, что скорее всего привело бы к самороспуску Ассамблеи.
Поэтому открытия VII конференции ЕМАП ждали с большим нетерпением.
Тема форума, состоявшегося в Иерусалиме при содействии Международного фонда единства православных народов, выбрана в контексте празднования 2000-летнего юбилея Рождества Христова.
В торжественном открытии VII конференции ЕМАП, проходившей в новых залах Иерусалимской Патриархии, принял участие Блаженнейший Патриарх Иерусалимский и всея Палестины Диодор. В адрес участников и гостей этого представительного форума поступили приветствия от Святейшего Патриарха Константинопольского (Вселенского) Варфоломея I, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, глав парламентов Белоруссии, Греции, России, Югославии и других стран - участниц движения.
Что же касается самой конференции, то, безусловно, главным событием должно было стать выступление представителей Греции. Однако с трибуны ЕМАП греками не было сказано ни одного упрека в адрес своих оппонентов, хотя в кулуарах чувствовалось очевидное напряжение. Ожидалось, что общее мнение выскажет крупный богослов современности, профессор Афинского университета Хритас Яннарас.
Но и он, вкратце обрисовав суть прозападной политики нового правительства, не стал сгущать краски, углубившись в анализ богословских трактовок понятия межхристианского диалога. Таким образом, 19 июня, в день Святого Духа, греческая делегация смогла все-таки продемонстрировать некоторое единство, согласившись отодвинуть все выборы на один год, до следующей конференции ЕМАП. Поэтому полномочия президента, генерального секретаря и секретариата ЕМАП были продлены еще на год решением общего собрания.
Однако по вопросу о принятии итоговой резолюции иерусалимской конференции, в котором главное внимание было отведено нарушениям прав православного населения в Косово и на Кипре, развернулась острая дискуссия. Резкое несогласие высказали делегации Албании, Болгарии и Латвии. В конечном варианте этот документ с внесенными поправками был принят Ассамблеей с упоминанием об особой позиции некоторых стран.
В целом VII конференция ЕМАП, сумев преодолеть внутреннюю напряженность, продемонстрировала четкую приверженность основному направлению - координации усилий православных стран на пути к общеевропейской интеграции без утраты своей православной традиции и культуры.