В МИНУВШЕЕ воскресенье в московской галерее "Дом Нащокина" состоялось открытие выставки киноплакатов братьев Владимира и Георгия Стенбергов. Выставка приурочена к проходящему в эти дни XXII Московскому международному кинофестивалю, а также к столетию со дня рождения братьев-плакатистов. Хотя Стенберги создали около 400 плакатов для кино, в "Доме Нащокина" представлено лишь 34 их произведения. Именно столько удалось собрать Музею кино, предоставившему плакаты для нынешней выставки, за десять лет своего существования. Остальные экземпляры находятся в Российской государственной библиотеке и в частных коллекциях родственников плакатистов.
Братья Стенберги писали свои плакаты к черно-белым немым кинолентам 20-30-х годов. По словам директора Музея кино Наума Клеймана, Стенберги создали новый стиль плаката. "Здесь представлены почти все шедевры плакатного искусства", - сказал Клейман, пояснив, что представители зарождавшейся советской плакатной школы писали свои произведения не только к выдающимся фильмам советского и мирового кино, но и часто "поднимали незамысловатые коммерческие голливудские фильмы до уровня конструктивистских утопий". По словам Клеймана, кино и плакат в равной степени влияли друг на друга. С одной стороны, в плакатах Стенбергов присутствуют ракурс, монтаж, пришедший из кино, образность и метафоричность киноискусства. С другой стороны - умение очень кратко, емко выразить смысл (а именно это было присуще произведениям Стенбергов и других советских плакатистов 20-х годов), в свою очередь, оказало огромное влияние на кино.
Сами братья Стенберги считали, что плакат должен быть броским, останавливающим внимание зрителя. Свой творческий метод они описали следующим образом: "...мы совершенно свободно обращаемся с материалом, не соблюдаем пропорции как между несколькими предметами или фигурами, так и между отдельными деталями их, переворачиваем фигуры и т.п. - словом, используем все, что может остановить даже торопящегося прохожего".