0
9069
Газета Стиль жизни Интернет-версия

22.07.2000 00:00:00

"Наивные" живут долго

Тэги: Дар, галерея, выставка, Тарабаров


Сергей Тарабаров.
Фото Юрия Хоровского

- СЕРГЕЙ, как давно существует твоя галерея наивного искусства "Дар"?

- Десять лет. Она была создана в рамках Центра современного искусства по инициативе председателя координационного совета Леонида Бажанова. Он считал, что в ЦСИ должно быть наивное искусство, потому что оно актуально и интересно.

- Да, оно актуально в Америке, у нас пока только твоя галерея.

- Да практически только галерея "Дар" себя считает именно галереей наивного искусства. Есть еще государственные организации, работающие с художниками-самоучками по долгу службы - Центр народного творчества, бывший Крупской, муниципальный музей Восточного округа Москвы, открывшийся недавно. Время от времени возникают какие-то галереи на периферии, но о них я обычно слышу всего один раз.

Павел Леонов. "Без названия". 1992 г.

- Почему же наивное искусство, ведь ты начинал с ярко выраженными художниками-авангардистами, постмодернистами?

- Да, я дружил с постмодернистами, но наивное искусство было близко мне всегда, особенно с ноября 88-го года, когда я купил картину художника Александра Суворова, к сожалению, он уже умер. В маленьком магазинчике в Тверской области висело несколько картин по 25 рублей, сейчас цены на его работы подскочили до 1000 долларов, отчасти благодаря нашей галерее, но он действительно уникальный художник, таких в России больше нет. Я считаю, что профессионально я стал заниматься галерейной деятельностью, когда купил одну из тех картин за 25 рублей из своего 102-рублевого оклада. Наивное искусство я люблю не только потому, что зрительно нравятся картинки, но за проявляющееся в нем наивное сознание. Оно ведь как работает - оно не знает слова "нет", оно не выстраивается по правилам. Один мой наивный художник, Михаил Аржанников из Липецка, писал картину на загрунтованной простыне акварельными красками, он мучился очень долго, пока ему не сказали, что надо писать маслом. В итоге он написал картину масляными красками, и теперь она во всех каталогах. Что же касается акционистов, тех же "Мухоморов", то только сейчас появилась база теоретическая, потому что художники выросли, поумнели, многое осознали. А тогда их акции проходили под воздействием импульса, верилось, что мы делаем акцию и сразу переворачиваем мир - а это присуще наивному сознанию. Если бы лидер "Мухоморов" Свен Гундлах подумал, когда его закапывали в землю в рамках художественной акции на одной из подмосковных станций, если бы он просчитал на секундочку, что людей, находившихся на поле, вдруг повяжут, то он просто задохнется. Тем не менее он как смелый человек спокойно залез в яму, его хорошенько закопали. Вот эта спонтанность действия, присущая наивному сознанию, она мне и нравится.

Елена Волкова. "Золотая рыба". 1997 г.

- Сколько выставок прошло?

- Около 120.

- Кто наиболее интересный сейчас из наивных художникиков и чем?

- Елена Волкова, например, ей 85 лет. Она пишет картины, где, как правило, один персонаж-животное: рыба, волк, корова, собака. Но это не просто изображение животного, как многие рисуют с натуры, это некий тотем, представление о животном, причем оно никогда не агрессивное, даже доброе, святое. От ее картин получаешь удовольствие.

Павел Леонов, ему 80 лет.В его картинах художественное видение мифологии счастливого общества. Леонов не знал никакого другого, кроме советского. В картинах советская символика: звезды на самолетах. Некое счастливое утопическое общество, куда попал Буратино. Если взять его живописную, колористическую часть, то это и будет колористическая часть мифа СССР.

Еще раз назову Суворова, он умер в 86 лет. Он писал жанровые сцены деревенской жизни: рыбаки на берегу, дачники. Несколько месяцев я искал его адрес. Когда мы поехали к нему, столкнулись с оленем, застряли в дороге... Тверская область, глубинка. 170 км от Москвы.

Приехали в маленькую деревеньку, самый крайний дом, а когда вошли, просто челюсть отвисла: столько красоты в маленьком домике, я больше нигде такого не видел. Картины писал в маленьком сарайчике.

- Он, насколько я знаю, совсем без образования был.

- Да, у него два класса церковно-приходской школы. Ходил туда в 17-м году. Потом его отдали к сапожнику, он не стал сапожником, но привык к ножу. Однажды ему купили деревянную игрушку, она ему понравилась, и он стал резать фигурки. Потом он крестьянствовал, работал на железной дороге. По нужде он был в Москве несколько раз и посетил Третьяковскую галерею. Понравилось. Даже хотел поступить в заочный народный Университет искусств. Написал специально картину и пришел. Его взяли, тогда всех брали. Он спросил выдадут ли ему какой-нибудь документ, что он художник. Ответили, что не выдадут, но рисовать научат. Он сказал, что рисовать и так умеет, и не поступил туда. Правильно сделал. Когда вышел на пенсию, стал писать картинки. Когда я с ним познакомился, о нем в Москве не знал никто. Большинство ныне известных наивных художников были уже немного известны, потому что они обращались в ЗНУИ. Хорошая организация, когда-то там работал Рогинский Михаил. Рогинский был учителем Леонова, но он не стал учить Леонова, потому что понял - наивного художника учить не надо, он уже гениальный. Состоял с ним в переписке, поскольку наивный художник - это художественный человек, ему нужно такое общение. Рогинский стал с ним просто переписываться.

- В основном все наивные художники - это пожилые люди, которые прожили обычную жизнь, вышли на пенсию и начали писать...

- Да, предпенсионный возраст и пенсионный. На Западе их называют художниками воскресного дня, то есть у них должен быть досуг. Многие реализовались только на пенсии. Некоторые раньше, но у них что-нибудь происходит серьезное в жизни: разрыв с женой, гибель близкого человека. Художник Низинов из Нижнего Новгорода руку покалечил и стал писать. Или в молодости происходит трагедия, а выплескивается потом, когда появляется досуг. Тетя Люба Майкова начала писать в 85 лет и писала до 90 лет. За это время она написала много картин, многие из которых шедевры. У нее очень колористичные картины, она самый живописный из наших наивных художников. Одаренные люди не только долго живут физически, но и творчески.

- "Дар" - галерея коммерческая, кто покупает наивных художников?

- Покупал у нас много посол Великобритании, покупал у нас и советник посольства Кореи, посол США в Австрии, которая кометой ворвалась к нам в галерею, купила несколько картин и уехала. Покупало Московское представительство фонда Форда. У нас покупало одно из отделений Сбербанка, Волгоградское. Несколько их офисов оформлены нашими картинами.

В 96-м году вообще никто ничего не покупал - это было связано с выборами президента, в 98-м году тоже исчезли наши покупатели. Сейчас, судя по нашей галерее, средний класс уже оправился и активизировался, вновь стал покупать картины.

- Ты чувствуешь влияние наивного искусства на современную живопись?

- Влияние, конечно, происходит, хотя бы новизной художественного языка. Сейчас пойти на любую ярмарку, там почти каждый второй художник - примитивист (это когда профессиональный художник сознательно использует примитивную грамматику).

- Другая часть деятельности вашей галереи - политизированная.

- Публицистическая.

- Хорошо, публицистическая. Вы находитесь в одном здании с галереей Марата Гельмана, известной своими скандальными акциями. Какое-то влияние идет?

- Нет, влияния никакого нет. Все считают своим долгом сравнивать наши галереи, искать какое-то соперничество. Мы проводим акции не потому, что соревнуемся друг с другом, а просто, как и Гельман, мы активно чувствуем общественную ситуацию. Мы, что называется, общественники. Гельман по-своему, я по-своему. Гельман превратил свою общественную активность в бизнес, мы - в спонтанные художественные акции.

- Одна из самых известных, - "Мавзолей. Ритуальная модель", где был выставлен огромный торт в виде Ленина и съеден. Расскажи, как задумывалась эта акция?

- Ко мне пришли авторы. Юрий Шабельников, автор идеи, сказал, что многие галереи отказались проводить эту акцию из-за ее радикальности.

Я согласился, потому что в ней не было оценки Ленина: плохой он или хороший. Это мировоззренческая акция, нужна была такая ситуация, которая могла позволить нам всем расстаться с актуальностью Ленина. Ленин был актуален на протяжении всего ХХ века. Я сам с удовольствием носил звездочку октябренка и так далее и тому подобное. Но актуальность его прошла и перешла в разряд истории искусства. Однако спекуляции вокруг Ленина все равно происходят, некоторые пытаются активизировать его актуальность - и те, кто "за", и те, кто "против". Мы решили покончить со всем этим, проведя такую акцию. Но, учитывая возможную общественную реакцию, я проконсультировался с главными редакторами двух газет, с искусствоведами, с философами, с двумя священниками. Они меня успокоили. Священники не видели ничего дурного с их точки зрения. Философы и искусствоведы рассказали про некоторые обычаи других народов: в Мексике, например, есть праздник "День мертвых". Была даже выставка большая, организованная Мексиканским посольством, ко "Дню мертвых", где выпекались из теста образы родственников, а потом съедались, что символизировало долгую жизнь в памяти близких. Мы были очень удивлены тем, какой резонанс вызвала эта акция. Причем, журналисты, которым за 50, восприняли акцию критически, писали: "жирными пальцами жрали Ленина" - в советском стиле... Самая сдержанная заметка была в "Правде", там четко излагалась наша позиция и их позиция. Заместитель председателя Госдумы Сергей Бабурин прислал нам факс (мы пригласили депутатов Госдумы, членов правительства), что он не каннибал и в акции участвовать не будет. Газета "Советская Россия" предложила лишить нас гражданства, затем завести на нас уголовное дело, напечатала какие-то стихи про нас. Отталкиваясь от этой статьи, 43 человека из всей России, в основном члены совета ветеранов, либо члены городских областных дум, написали по письму депутату Анатолию Лукьянову, который послал прошение в Генпрокуратуру с требованием возбудить против нас уголовное дело. К чести нашей прокуратуры это дело так и умерло.

- Сколько весил этот торт?

- Весил он 80 кг, 52 кг крема, его специально делали без яиц, чтоб никто не отравился, делали в галерее, потому что перевезти его очень сложно. В некоторые места по изготовлению тортов, куда обращался художник, очень дорого просили, до 5000 долларов за торт. У нас таких денег не было, и торт делался самими авторами.

- Еще одна из ваших акций - это памятник медвежатам, которых убил на охоте премьер-министр Виктор Черномырдин.

- 12 июля 98-го года, в День независимости, мы решили установить памятник всем невинно убиенным политиками животным. Сделали, конечно, медведя с медвежатами. Основной посыл был такой: "Человек, который стреляет в национальный символ, и делает это публично, управлять страной не может".

- Установили его во дворе галереи?

- Да, памятник, конечно, долго не простоял - он был временный. Наши партнеры обещали поставить постоянный, но были серьезные звонки от людей Черномырдина, они испугались и денег не дали.

- На вернисажах в твоей галерее я часто встречаю депутатов от "Яблока". Пару раз был и сам Явлинский. Одна из картин с твоей выставки, с яблоками, висит в кабинете Явлинского. Его часто показывают по телеку на ее фоне.

- Да, правда, это работа не наивной художницы, а профессиональной, - Нины Котел, но хуже она от этого не становится.

Наша дружба началась в 94-м году. Но она происходит не с "Яблоком", а с "яблочниками".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1960
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3990
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
3033
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2472

Другие новости