КТО ИЗОБРЕЛ русский самовар, до сих пор неизвестно. Но десятилетиями упорно считалось, что родина этого чудо-чайника, ставшего символом России, - Тула. Оно и понятно: тульские самовары гремели на весь мир, получали медали на международных выставках. Но оказалось, коротка память человеческая. Задолго до туляков самоварный промысел освоили уральцы. А самый первый самовар, по последним историческим сведениям, был сделан в селе Нижнеиргинск, которое раскинулось у слияния двух рек в Красноуфимском районе.
Кажется, иргинцы до сих пор не прониклись тем, что стали знаменитыми и что их село - истинная родина самовара. Лишь весной этого года местный краевед, учительница истории Татьяна Смирнова отыскала научную статью, написанную сотрудником Института истории и археологии УрОРАН Николаем Корепановым. В статье приводится выдержка из документа, обнаруженного в государственном архиве Свердловской области. В 1740 году екатеринбургские таможенники, описывая купеческий товар, сделали в книге регистрации следующую запись: "Самовары нижнеиргинские приборы медны, луженые, весом 16 фунтов, заводские".
16 фунтов - это чуть больше шести с половиной килограммов, так что создать такую махину в домашней кузнице было сложновато. Очевидно, в Нижнеиргинске самовары выпускались и ранее указанной в документе даты, но не попадались толстопузые на глаза таможенникам, и зафиксировать их присутствие на земле русской было некому. Да и на этот раз самовар случайно оказался у таможенников, изловивших иргинских купцов на "неправильной" дороге, по которой им нельзя было ездить в Екатеринбург. Отсюда и опись ввозимого в город имущества. Самовар, кстати, вряд ли был товаром. Его, скорее всего, везли в подарок уездному чиновнику.
Увядающее сейчас село Нижнеиргинск, где доходно работает только лесоперерабатывающее предприятие, в XVIII веке было весьма процветающим. Здесь в 1729 году предприниматель Осокин основал медеплавильный завод, выпускавший медную посуду похлеще той, что делалась на демидовских предприятиях Урала. Что-то похожее на самовар изготовляли в то время в Англии - дутые "чайные урны" с внутренним подогревом. Отсюда и версия, что идея самоваров была заимствована Петром Первым у просвещенной Европы. Другая версия склоняется к тому, что у самовара восточные корни. Зауральские народы делали так называемые казаки с трубами - дутые сосуды с подогревом, в которых на базарах носили для продажи на разлив особый горячий напиток из меда с пряностями - сбитень.
Как бы то ни было, но уральское ноу-хау состояло в том, что дутый водогрейный сосуд здесь начали ковать по частям. Сначала - шарообразное съемное тулово, внутри которого закрепляли трубу для тяги, затем - поддон с ножками, на котором крепилась жаровня. Все остальные детали, вроде краника и узорчатых крышек, крепились в последнюю очередь. Секреты иргинского мастерства распространились по России-матушке. Их подхватили туляки, открывшие масштабный заводской самоварный промысел только в 1778 году на фабрике Назара Лисицына.
Краевед Татьяна Смирнова уверена, что на чердаке каждого нижнеиргинского дома хранится самовар. Пусть не такой старинный, но обязательно местного производства. Ведь самоварное дело, даже после того как медеплавильный завод разобрали по камешку, в Нижнеиргинске не захлогло, и толстопузых до революции производили кустарно. Один из таких самоваров красуется в местном музее, и на нем минимум пять медалей российских выставок.
Было такое чудо и у самого старого жителя Нижнеиргинска Тихона Стахеева, которому на днях исполнился 91 год, - медный самовар, в который входило ведро воды. Но сыновья в пионерские времена сдали символ родного края на металлолом, о чем, кстати, до сих пор не жалеют. А Тихон Федотович и сейчас еще изредка выставляет на стол небольшой побитый временем самоварчик.
Символ России покинул российские семьи, оставив лишь сувенирный дух.
Екатеринбург