Так в Гамбурге проводят тест на собачью агрессивность.
Фото К.Мюллера из журнала "Шпигель"
ВООБЩЕ-ТО говоря, немецким собакам живется хорошо, порой даже лучше, чем иным людям. В большинстве своем они окружены нежной любовью своих хозяев. К их услугам дорогие салоны собачьей красоты, ветеринарные клиники, оснащенные всем необходимым на случай несчастья или болезни. В супермаркетах любые корма, витамины и лакомства, а также разнообразные игрушки для свободного времяпрепровождения. В целом собачья ветвь четвероногих существует легально, то есть разномастные представители зарегистрированы, как положено, в местных органах власти. Их хозяева исправно платят раз в год "собачий налог". Не могут собаки пожаловаться и на положение в обществе. Я еще не встречал немца, который не улыбнулся бы симпатичному псу. И разве что варвар даст понять, что не терпит этих наших братьев меньших. Любовь к животным, по большей части искренняя, отличает большинство немцев.
Итак, в Германии собакам живется хорошо. Им бы ценить это. Но и в немецкой собачьей семье не обходится, увы, без урода. Собаки нередко кусают не только своих сородичей, но и людей. Показывать зубы и кусаться способны даже крохотные болонки. Но Германия сейчас взбудоражена проблемой так называемых бойцовых собак, клыки которых бывают смертельны.
26 июня произошла ужасная трагедия, переживаемая всей страной. В Гамбурге питбуль Цойс и стаффордширский терьер Гипси неожиданно набросились на группу мальчишек, вышедших во двор школы поиграть на большой перемене в футбол. Собаки-киллеры буквально разорвали на части шестилетнего первоклашку по имени Фолькон. Вызванная полиция уничтожила на месте обоих кровожадных псов. Но малыш-то погиб. Это переполнило чашу терпения общества, обеспокоенного ростом числа происшествий с собаками агрессивных пород. Проблемой пришлось срочно заняться даже федеральному правительству. Оппозиционная пресса воспользовалась случаем, чтобы обрушиться на федеральную власть за то, что она оказалась не в состоянии "обуздать энергию большинства владельцев бойцовых собак". Более того, широкая общественность расценила трагедию в Гамбурге как неспособность государства обеспечить гражданам достаточную защиту от насилия.
В прошлом году в Германии было зарегистрировано более 800 нападений собак на людей. Скорее всего их было гораздо больше, ибо даже у организованных немцев далеко не все происшествия могут быть охвачены полицейской статистикой. Спустя буквально несколько часов после трагедии в Гамбурге в Кельне был тяжело изранен пит-булем 73-летний пенсионер. В том же Гамбурге разъяренный стаффордширский терьер напал на 27-летнюю спортсменку, а другой боевой пес сначала искусал собачку пенсионера, а потом и ее хозяина. В начале февраля в бранденбургском селении Шпутендорф пит-буль так порвал лицо шестилетней Адрианы, что его не исправить уже никакими пластическими операциями. В начале марта ротвейлер разорвал на части в Гладбеке 86-летнюю пенсионерку, а чуть позже стаффордшир загрыз насмерть полуторагодовалую девочку. Трагический список можно продолжать.
Согласно данным опроса, проведенного Союзом немецких городов, наиболее кусачими оказываются метисы и овчарки, а ротвейлеры и пит-були занимают соответственно третье и четвертое места в этой табели. Но уж если в таких происшествиях фигурируют бойцовые породы, то это чревато наиболее тяжелыми последствиями для жизни и здоровья людей. А происшествий таких становится все больше.
Итак, кто же виноват и что делать? Мнения разделились. Некоторые считают, что у собак отдельных пород изначально или путем селекции заложен ген агрессивности. Боевые собаки были в армиях древних ассирийцев, персов, греков, а на аренах античного Рима они сражались с медведями, львами и гладиаторами. В Англии ХIХ века натравливали догов на быков - это был популярный вид спорта. Но, как авторитетно заявляет руководитель Центра защиты животных при университете Ганновера Хансйоахим Хакбарт, до сих пор большая, чем у других собак, генетическая предрасположенность к агрессии доказана только в отношении двух пород - бультерьеров и стаффордширских терьеров.
Порой говорят: "Скажи мне, какая у тебя собака, и я скажу, кто ты". Но вернее, пожалуй, сказать наоборот: собака такова, каков ее хозяин. Например, в предпоследний июньский вечер в небольшом саксонском городе Делитцш произошел такой случай. Около супермаркета некий мужчина, видимо испугавшись большого пса - помеси ротвейлера с овчаркой, попросил хозяйку взять собаку на поводок. В ответ двадцатилетняя девица разразилась руганью, оплевала в буквальном смысле слова мужчину и позволила своей собаке наброситься на него. Пострадавший был доставлен в больницу с глубокой раной от укуса. В Мюнхене трое приезжих напустили свою бойцовую собаку на водителя, потому что он опередил их, заняв свободное место на автостоянке. А некто Манфред Раш уже в двенадцатый раз вынужден делать пластическую операцию лица в берлинской клинике Вирхова, потому что три года назад, когда он сидел с удочкой на рыбалке, двое парней натравили на него своего пит-буля в отместку за то, что у него не нашлось для них сигареты. Все это побуждает склоняться к тому, что виноваты не собачьи гены, а прежде всего люди. Многие из них даже в законопослушной вроде бы Германии сплошь и рядом не соблюдают предписаний властей о том, чтобы собаки были на поводке, а опасные - в жестких намордниках.
Немецкую общественность весьма беспокоит наблюдаемое увеличение "поголовья" именно бойцовых, а также незарегистрированных собак. Считается, что, например, в Берлине на 100 тыс. зарегистрированных особей приходится около 30 тыс. незарегистрированных. Бойцовых собак в столице предположительно насчитывается около 15 тыс., в Гамбурге - более 4 тыс. Такие щенки у легальных немецких предпринимателей-собаководов стоят очень дорого. Поэтому в Берлине, и не только там, процветает торговля из-под полы, в том числе контрабандой. Дешевых щенков бойцовых пород ввозят из Чехии, Польши, иногда из России. Их продают даже в некоторых берлинских пивных.
Подмечено, что охранными и бойцовыми собаками обзаводятся отнюдь не состоятельные немцы, выбирающие чаще всего "нормальных" пуделей, такс, шнауцеров, коккеров и т.д. К тому же их любимцы, как правило, хорошо выдрессированы и послушны. Как пишет "Зюддойче цайтунг", собаки, которых прежде дрессировали для собачьих боев, охоты на медведей или волков, "живут в Германии сегодня преимущественно у тех людей, с которыми едва ли кто хотел бы повстречаться вечером на неосвещенной улице. Это сутенеры, подростки, наркоторговцы и мелкие мафиози, которые держат питбулей и бандогов для понта и устрашения". Иными словами, у проблемы есть социальная сторона. По мнению экспертов, многие изъяны в поведении собак связаны прежде всего с изъянами воспитания и чертами характера их владельцев.
Что делать с боевыми собаками? Вопрос сложный. Преобладают настроения в пользу запретов. Но владельцы собаководческих хозяйств и любители соответствующих пород встали горой на их защиту. Предлагается создать с этой целью "партию собаковладельцев". В столице была организована демонстрация против "расовых законов для собак". Среди аргументов их защитников встречаются и такие: поскольку бойцовые виды пользуются особой популярностью в околоуголовных кругах, где заводят их отнюдь не из любви к животным, то запреты ничего не дадут. Их обойдут выведением подобных пород, не значащихся в черном списке. В качестве паллиатива предлагается также организовать пункты тестирования поведения собаки, и в зависимости от выявленной степени ее агрессивности или, наоборот, терпимости к различным "раздражителям" решать затем судьбу конкретного "боевика". Один из таких пунктов организован в Гамбурге, где, в частности, проверяют, как такой пес реагирует на коляску с ребенком.
Тем не менее власти в центре, землях и коммунах ориентируются прежде всего на рестриктивные меры. Еще в мае конференция министров внутренних дел федеральных земель заявила о необходимости обеспечить более надежную "противособачью защиту" населения. По их распоряжению в Киле создана специальная группа, готовящая типовое предписание об обращении с бойцовыми собаками. Предусматривается разделить их на три категории. Для пород, "в принципе слывущих опасными", намечено ввести полный запрет на разведение, торговлю и импорт; имеющиеся собаки этих пород должны быть кастрированы или стерилизованы. Хозяева собак второй категории, "агрессивность которых предполагается", должны доказать обратное степенью дрессировки своих подопечных. Наконец, в отношении третьей группы собак, "отдельные представители которой независимо от породы показали свою опасность", может вводиться запрет на разведение, обязательный выгул на поводке и в наморднике. Кроме того, предусматривается, что владельцы всех "опасных собак" должны будут вносить обязательный страховой взнос, из фонда которого будет оплачиваться лечение пострадавших людей.
Не дожидаясь этого документа, правительство Гамбурга, где погиб шестилетний мальчик, ввело немедленный запрет на содержание в городе питбулей, американских стаффордширов и стаффордширских бультерьеров. В течение пяти месяцев эти собаки должны быть изъяты у владельцев и усыплены. Кроме того, отныне лишь в исключительных случаях будет разрешаться городскими властями содержание собак еще десяти пород: бульмастиффов, бультерьеров, аргентинских догов, французских догов, бразилейро, мастиффов, мастино испанского, мастино неаполитанского, кангаля и кавказской овчарки. Все они занесены в категорию опасных. Владельцы таких собак обязаны доказать их безопасность для окружающих. Разрешенным экземплярам будет имплантирован специальный датчик. С помощью другого специального прибора полиция сможет определять, есть ли у собаки такой датчик. Отныне в обязательном порядке только на поводке и в наморднике должны появляться на улице ротвейлеры, овчарки и доберманы. Годовой налог на собак опасных пород повышается со 180 до 1200 марок.
Аналогичные меры предусматриваются и в других федеральных землях. В Гессене в августе будет принят закон, категорически запрещающий разведение бойцовых собак и торговлю ими. Он будет распространяться на 16 пород. То же самое собираются предпринять власти Баден-Вюртемберга, Саксонии-Анхальт, Северного Рейна-Вестфалии, Нижней Саксонии, Берлина. Повсюду власти требуют от владельцев больших собак обязательно выгуливать их на поводке и в наморднике. В ряде земель собираются ввести нечто вроде "водительского удостоверения", но только для собаковладельцев. В этом случае лицо, причем обязательно не моложе 18 лет, прежде чем завести собаку, должно будет представить соответствующие характеристики, доказывающие, что оно действительно обладает необходимыми для этого качествами. Что же касается запретов на бойцовые породы, то их нарушение будет караться огромными штрафами вплоть до 100 тыс. марок!
К этому побуждает опыт Баварии, где еще в 1992 году были введены строжайшие предписания в отношении бойцовых собак. С тех пор там не произошло ни одного тяжелого случая, а в Мюнхене, по сведениям баварского министра внутренних дел Бекштайна, вообще не осталось теперь ни одной такой собаки.
Пока земли коллективно и индивидуально разрабатывают или вводят необходимые меры против определенных собачьих пород, эту задачу не упускает из вида и федеральное правительство. Министр внутренних дел ФРГ Отто Шили высказался за то, чтобы предусмотреть для нарушителей вводимых запретов не только штрафные санкции, но в отдельных случаях и тюремное заключение. В свою очередь, канцлер Герхард Шредер призвал к скорейшему введению более строгого законодательства в связи с проблемой, тревожащей общество, и предупредил, что если земли не сумеют выработать на этот счет общую линию, то этим может заняться бундестаг и принять соответствующий федеральный закон.
Собаки неотделимы от жизни человека. И, право, совсем не плохо, когда власть находит время для таких, казалось бы, не самых главных проблем страны, как защита своих граждан от "не тех" собак.