ИЗОБРАЖЕНИЕ представителей фауны на монетах - дело обычное. Львы и орлы, буйволы и бабочки, дельфины и слоны издавна украшают деньги многих стран мира. Важная составная часть нумизматической фауны - изображения рыб. Когда впервые монету украсил рыбный сюжет, сказать сложно. Немногим легче однозначно ответить и на вопрос: почему изображения этих холоднокровных водных животных так часто появляются на деньгах? Рассуждая на подобную тему, важно вспомнить, что для многих народов с древнейших времен рыбы являлись важным символом, связанным с плодородием и сексуальной гармонией. Нередко их считали посредниками между небом и землей. Употребление рыбы в пищу запрещалось у многих азиатских народов. В Ассирии, Вавилоне, Китае и других странах рыба служила символом духовной плодотворности. Позднее она стала символом углубленной внутренней жизни и знаком поднимающейся жизненной силы.
В народной культуре славянских народов рыбы выделены в особую группу по признаку обитания в воде, способу передвижения (плаванию) и неспособности издавать какие-либо звуки (немоте). Подобно птицам и зверям, рыбы имеют своего предводителя, или "царя". Подобная роль в славянской мифологии отводилась водяному. Именно он пасет рыбу, перегоняя ее с места на место, заключает с рыбаками договоры о месте и объемах промысла, наконец, сам может появляться в образе осетра или сома.
Такие типичные признаки рыб, как немота и связь с водной стихией, находили оригинальное отражение в народных представлениях. Например, детям, пока они не научатся говорить, не давали ни рыбы, ни ухи, иначе они были бы долго немы. Сны на "рыбные темы" трактуются в славянской традиции чаще всего как предвестье дождя (влаги небесной) или слез. Женщине подобный сон может сулить беременность. Увидеть во сне рыбу, плавающую в мутной воде, предвещает смерть. Не случайно в славянской обрядовой традиции рыба используется в качестве поминального блюда. Пойманная в сети рыбица символизирует в свадебных песнях невесту. В народной медицине рыба используется прежде всего для лечения горячки: предполагается, что, как холоднокровное водяное существо, она способна остудить жар.
Рыба являлась одним из первых христианских символов, что, безусловно, связано с анаграммой греческой фразы (Iesous Christos Theou Huios Soter - Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель), содержащейся в латинском слове Ichhus (рыба). Эта эмблема в качестве знака Иисуса Христа присутствует на печатях и лампадах, найденных в римских катакомбных храмах. Подобный символизм подчеркивают и евангельские тексты. В них упоминается чудесная рыбная ловля, в которой принял участие Иисус, сам Иисус проводит аналогию между ловлей рыбы и обращением людей в новую веру (отсюда и "кольцо рыбака", что носит Папа Римский). Широко известен и евангельский сюжет о кормлении пяти тысяч людей пятью хлебами и двумя рыбами. Рыбу изображали в сценах Тайной вечери в связи со священным обычаем есть по пятницам рыбу, а не мясо.
Другое объяснение значения символа рыб в христианстве - это напоминание о веке Рыб, наступление которого неминуемо связано с приходом Христа. Разумеется, этот астрологический символ используется христианством в своем преломлении. Изображение трех сплетенных рыб (или трех рыб с одной головой) обозначает Троицу, явленную тем, у кого открыто духовное зрение. Подобный символ трактуется также как попытка объединить рыбу, являющуюся знаком Христа, и зодиакальный знак Рыб. На печатях, амулетах, в элементах орнамента рыба нередко соседствует с якорем и образует своего рода крест, что символизирует упование на Бога.
Любопытно, что в Китае рыба благодаря своей особой плодовитости служит символом богатства, жизни и плодородия. Во время обрядов дождя и весны восемь сырых рыбин жертвовали богам Великих Рек и богу Богатства. Головы этих рыб символизировали начало удачи.
Иной смысл несла в себе рыбная символика в Египте. Здесь она ассоциировалась со злосчастием, олицетворяла преступление, страх, домогательство. Однако именно в Египте почитался амулет рыбы в форме фаллоса, что связывалось с мифом о рыбе Аб, проглотившей фаллос Осириса, когда того разрубил на части Сет.
В фольклоре многих народов имеются поверья, посвященные отдельным видам рыб. Например, славянская традиция приписывает щуке близость к нечистой силе. По примете, если щука ударит хвостом перед рыбаком - он непременно умрет. Считается, что на лбу у щуки видны крест и копье, которым был пронзен распятый Иисус Христос. Пчеловоды часто кладут щуку под освященную пасху, затем трут в порошок крестообразную лобную кость этой щуки и, перемешав с медом, кормят подобной смесью пчел весною.
Плохие приметы связаны у рыболовов и с ершом: если он попадается при первом улове - рыбалка будет неудачной. Издавна принято сравнивать с ершами злых людей. Показательно, что об утонувшем принято говорить: "Ушел в ершову слободу".
Ряд славянских легенд и преданий связаны с камбалой. Когда архангел Гавриил возвестил пресвятой Деве, что родится Спаситель, она сказала, что поверит в это, если рыба, что уже съедена, оживет. В тот же миг рыба ожила и была выпущена в воду. Так появилась камбала. В польской легенде повествуется, что камбала, прослышав, что рыбы выбрали себе в короли селедку, презрительно скривила рот, который таким и остался навсегда.
Не обошел своим вниманием славянский фольклор и треску. Считается, что два черных пятна на жабрах трески - следы пальцев апостола Петра: он взял эту рыбу двумя пальцами, когда вынимал из ее рта монету для уплаты подати.
Почетное место занимает в поволжских народных поверьях стерлядь. Оказывается, у этой породы рыб есть свой царь. Обитает стерляжий царь в реке Суре. Его жилище находится на самом дне речной ямы и убрано жемчугом и самоцветами. Жена стерляжьего царя - русалка. По нижегородским поверьям, в лунные ночи она выходит на берег и расчесывает золотым гребнем свои зеленые волосы. Ее супруг в это время плещется возле нее. Если кто-то из рыбаков станет свидетелем подобной сцены - ни одной стерлядки ему никогда больше не поймать.
Интересно, что змеевидных рыб - угря и вьюна - славянская традиция относит к гадам, считает их погаными, нечистыми, родственными змеям. Например, вьюна называют "змеев брат" и считают змеей в двенадцатом поколении. Отсюда и запреты употреблять этих рыб в пищу. Бытует мнение, что угря лишь тогда разрешено будет есть, "когда в семи городах рыбы отыскать будет не можно". В польском Поморье рыбаки угощают угрями 7 октября, в день, посвященный Богородице и называемый ими днем "Угревой Божьей Матери". По легенде, вьюн произошел из гвоздя, который цыган, вместо того чтобы вбить в лоб Христу, украдкой выбросил в речку. Согласно другой легенде, угорь ловится в сети ночью, в наказание за то, что хвастался перед Богом, что его никому не удастся поймать.
Славянская мифология приписывает родственную связь с гадами и карпу. Согласно представлениям южных славян сорокалетний карп, как сорокалетняя змея, превращается в летающего змея.
Совершенно по-другому относятся к карпу народы Востока. Для них эта рыба - символ смелости, настойчивости и воли - качеств, необходимых для внутреннего совершенства, а также для того, чтобы выдержать экзамены на государственную должность. Издавна восхищались на Востоке и долголетием карпа. Был карп и символом удачи. Существовал обычай: изготовленные в виде карпа вымпелы вывешивались на мачтах кораблей или крышах, чтобы сохранить корабль или дом от пожара. В Китае карп служил своего рода эмблемой мужественности и мужской сексуальной энергии, в Японии - самурайского характера, возможно, из-за контраста между его мощными прыжками в воде и спокойствием в момент, когда он пойман и находится в руках рыбака.
Очень может быть, что люди, утверждающие "рыбные сюжеты" на монетах своих государств, со всеми тонкостями подобной символики не знакомы, а руководствуются вещами, куда более прозаичными. Важен, скажем, промысел трески для экономики Исландии - вот и появилось изображение этой рыбы на исландских кронах. Принято заниматься разведением чешуйчатого карпа в Лаосе - отсюда и карп на лаосских монетах. Привлекают туристов среди всего прочего тропические рыбки, что в изобилии обитают у берегов Сингапура и Новой Гвинеи, - пожалуйста, любуйтесь экзотикой на монетах этих государств.
Очень часто рыбы, изображаемые на деньгах, оказываются лишенными своих индивидуальных признаков и предстают в "сильно стилизованном" виде. Распознать их породу в подобном случае весьма непросто. Вот только кого это всерьез волнует? Люди озабочены, как правило, только количеством денег в своем распоряжении, а не сюжетами, на них изображенными. Коллекционеры-нумизматы не в счет. Их число в масштабах человечества ничтожно. Их страстное увлечение в глазах окружающих - зачастую всего лишь чудачество.