КРИЗИС ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ
Допустив богооткровенность христианства и естественное происхождение прочих религий, нельзя, однако, не заметить их связующего общего зова, жажды, исходящей из "архетипического слоя психики", жажды религиозного сознания. Жажды Предельного, Абсолютного, Бесконечного.
Но почему эта укорененная в душах человеческих жажда не насыщается? И где искомое? Вот приходит человек ищущий в переполненную приходскую церковь в своем стотысячном спальном районе. Здесь на поверхности церковной жизни он находит то же, что и на задворках своей души. Там - бабушки, обеспокоенные во время чтения Евангелия тем, чья завтра очередь стелить коврики священникам. Тут - во время выноса Чаши стучат каблучки мини-юбки, несущей к праздничной иконе свою жертву - самую большую свечу. Вдали - измученный непосильной нагрузкой предстоятель, мечтающий к концу Литургии, как бы незаметнее унести ноги от экзальтированных безмужних прихожанок. А вокруг сами прихожанки - кондовые исполнительницы приходского закона. Прошу прощения, правил благочестия.
Это, конечно, карикатура. Но, согласитесь, до боли знакомая. И сколь нелегко впервые пришедшему в храм остаться в нем, воцерковиться. Ведь никто сразу не заговорит с ним на одном языке, на родном языке первообразов.
Сначала необходимо принять Церковь такой, какова она есть, со всеми ее пороками и недостатками, и начать что-то делать. Ведь церковная жизнь никогда не была идеальной, и в древности, во времена длительных докрещальных катехизаций бывали ситуации сродни сегодняшней. Однако не было столь ощутимого кризиса норм проповеди. Всеобщее обмирщение угасило творческий порыв в Церкви. И, к сожалению, этот ищущий скорее всего уйдет восвояси, так и не успев опуститься поглубже, ничего не увидев и не услышав, горделиво ссылаясь на то, что здесь он нашел ту же поверхность, а искал Глубины.
Не уразумев, что от Глубины и уходит.
Может, и вправду причина неотзывчивости людского сознания в закостенелости традиционных форм церковной проповеди? Ну не внемлет современный человек традиции! Скучно. Выстроил стены защиты.
Но как добиться значимого эффекта от возможного воздействия? Ведь мифические сказания, сказки, печатная и устная религиозная мысль часто воспринимаются как созерцаемые объекты. Это сказка, а это миф - скажет обыватель.
Его это не касается, он автономен. В общем, поп пьян, Бога нет. Как обойти эти коросты, эти стены, эти защитные механизмы психики, как пробраться к сердцу человека?
Может быть, стоит поговорить на бессловесном языке первообразов, возложив свои миссионерские надежды на новые методы воздействия в сфере искусств?
Многие тешили себя этой иллюзией. Гоголь погиб из-за нее. И все же, не обольщаясь, стоит попробовать еще раз...
Современные технологии открывают значительные перспективы. В ближайшие годы развитие компьютерной графики и эксперименты по созданию трехмерного пространства приведут к возможности воплощения сложнейших визуальных образов в кратчайшие сроки. Передача запахов и невероятные звуковые эффекты расширят методы воздействия. Не воспользоваться открывающимися возможностями - немалый грех. "Дух дышит где хочет" (Иоан. 3,8). В этой перспективе монофизитски отказываться от "дьявольских компьютеров", прячась в провинциальный футляр неполноценной церковности, как-то мелко и недостойно.
Церковным творчество является не из-за каноничности сферы деятельности, а из-за церковности творящего. Воцерковленность сознания - вот главный критерий.
Каждая эпоха рождает свои, творчески новые пути церковной проповеди. Необходимо открыто смотреть вперед, не уступая в борьбе с обезбоженной культурой за каждый клочок пространства, за каждое человеческое сердце!
Сергей ДЕМЕНТЬЕВ
КАК НАШЕЙ СТРАНЕ СТАТЬ ХРИСТИАНСКОЙ
В пятом номере газеты "Православная Москва" под рубрикой "Приглашение к разговору" была опубликована статья В.Гречина "Почему и зачем Русь Святая", которая вызвала у меня реакцию уже обычную, к большому моему огорчению, в тех случаях, когда мне в руки попадается газета или журнал, называющие себя православными. Я решил воспользоваться приглашением и поговорить на затронутую в статье тему в "НГ-религиях".
Для начала давайте определимся в том, что стоит за понятием Святая Русь и применимо ли оно к той стране, в которой мы с вами живем, в ее прошлом и настоящем состояниях.
Наверное, все, кто читает эту газету, знают, что представляет собой Церковь Христова и какова ее природа. Церковь имеет как бы две природы - божественную и человеческую, есть Церковь Небесная и церковь земная. Почему я написал "церковь земная" с маленькой буквы, а не с прописной? Для того, чтобы было понятно, что на земле Церковь - это собрание людей, исповедующих одну веру. И если Церковь с большой буквы свята и непогрешима, то церковь с маленькой буквы часто проявляла и продолжает проявлять себя нелучшим образом - здесь и расколы, и распри вследствие этих расколов, и преследование инакомыслящих, вплоть до смертной казни, и это происходит потому, что состоит она из грешных людей. Но таким свойством - двоякой природой - может обладать лишь такой уникальный институт, как Церковь, ибо основана она была самим Господом Иисусом Христом.
А что такое Святая Русь? Автор статьи определяет это как совокупность "лучших свойств русского народа". Однако наряду с лучшими свойствами народа в истории мы всегда видим и худшие, достаточно вспомнить княжескую междоусобицу в то самое время, когда в Киево-Печерском монастыре монахи совершали чудеса веры, или убийство Иваном Грозным святого митрополита Филиппа Колычева. А так как природы Церкви и государства неодинаковы, то нельзя свойство Церкви быть святой при греховодности ее членов переносить на последнее.
Однако я считаю, что можно говорить о той или иной степени христианизации общества и государства, а определяется она тем, насколько те принципы жизни, которые содержатся в Евангелии, укоренены в народе, насколько законы, по которым живет общество, пронизаны христианским духом.
Я частично разделяю взгляды автора на нашу действительность: ни общество, которое мы имели до 1991 года, ни то общество, которое мы имеем сегодня, нельзя назвать христианскими, что же касается России до 1917 года, то хочу сказать, что за внешне благочестивой формой оказалось гнилое содержание, иначе нельзя объяснить, почему оказался возможным погром церкви большевиками.
Так вот, я хочу поставить основной на сегодняшний день вопрос - как сделать так, чтобы наша страна стала страной подлинно христианской. В статье В.Гречина эта проблема ставится, пусть и не явно, но какое предлагается решение ее? Автор статьи предлагает некую национальную идею - идею Святой Руси, но как ее воплотить не пишет. Зато в статье пишется об отвратительных чертах капитализма (которые, безусловно, имеют место) и о... засилии евреев - не надо лукавить, ведь именно евреев автор подразумевает под "избранными" умниками", которые "живут за счет обмана "чужих" народов". Уж чего-чего а антисемитизма православным газетам не занимать. И причина здесь не в традиционном антииудаизме святоотеческой письменности, что вполне естественно и понятно, а в создавшемся в не такое уж далекое время образе жида-масона, который стоит за кулисами политического театра и управляет миром при помощи денег, здесь - больше не святоотеческого, а генераломакашовского.
Надо четко отдать себе отчет в том, в какое время мы живем и какие у него особенности по сравнению с первыми веками христианства и временем крещения Руси. А особенность его такова, что современный человек не считает государство имеющим право навязывать ему ту или иную религию. Тогда, в первые века христианства, это право считалось естественным. Это видно, когда читаешь жития святых мучеников, об этом говорят их ответы правителям, требующим от христиан жертвы языческим богам. Сейчас христианство может стать государственной религией лишь в том случае, если его примет большинство населения, причем каждый примет его в результате свободного выбора. И основное средство здесь - проповедь Слова Божьего. Но кто сейчас активен в проповеди? Протестантские секты. И не потому, что у них много денег, а потому, что у них есть установка - идти к людям. Между прочим, так же поступали и апостолы. Наше же духовенство такой установки не имеет. Мне кажется, что большинство наших священников считает, что круг их обязанностей ограничивается церковными службами.
Недавно по радио "Радонеж" я случайно услышал жалобу одного пастыря на то, что люди слишком многое ему хотят рассказать на исповеди или в письме и что из-за этого он не может прочесть канон или правило. Но ведь люди задают те вопросы, которые их волнуют, и в обязанности пастыря входит разрешение недоумений, которые мешают духовному росту христианина, а что касается чтения канонов, то мне здесь вспомнился призыв Спасителя к своим ученикам положить свои души за ближних.
А ведь апостол Павел призывал учеников Христа быть вместе, понимая, что христианину во враждебном ему мире тяжело жить по заповедям. Я знаком с молодыми людьми, которые сейчас состоят в так называемой "Церкви Христа". Почти все они сначала пришли в Православную Церковь, но встретившись там с равнодушием, формализмом и даже хамством, ушли из нее. А ведь Господь сказал: "По тому узнают, что вы ученики Мои, что будете любить друг друга".
Для того чтобы наша страна стала поистине христианской страной, надо обращаться не к властям с просьбами что-то запретить или что-то разрешить, выделить средства или издать удобный нам закон, а обращаться надо к каждому человеку со Словом Божьим. У нас есть замечательные примеры миссионерской деятельности в нашей стране, в наше время. Это деятельность ныне покойных о. Всеволода Шпиллера и о. Александра Меня, деятельность ныне здравствующего митрополита Сурожского Антония. Наконец, теперь надо спокойно, без предвзятости, дабы вместе с водой не выплеснуть и дитя, изучить опыт о. Георгия Кочеткова.
Пока же я чувствую столь привычное для России упование на верховную власть: дескать пришел новый президент, православный, возродит Святую Русь.
Надо помнить слова Спасителя: "Царство Божие внутри вас" и не пытаться строить Небесный Град Иерусалим на земле, эта попытка обречена на провал.