Рисунок Вадима Мисюка |
ЭВОЛЮЦИИ мировой цивилизации неизменно сопутствовало варварство. Но всегда и везде сохранялся традиционный человек, которому была присуща спонтанная духовно-целостная ментальность. В последней интегрировался многовековой ценностный опыт, ориентировавший людей на всечеловеческое единение. На этой основе формировалась интеллигенция, создававшая философию, искусство, науку и стимулировавшая в обществе нравственные нормы жизни.
Наши отечественные либералократы и интеллектуалы-манипуляторы предприняли масштабные усилия для "модернизации" и искусственного устранения "архаичной" ментальности. В результате Советский Союз был уничтожен и варварство западного образца захлестнуло Россию. Перед НАТО открылись реальные возможности установить новый "мировой порядок". Именно в русле глобальной "модернизационной" тенденции и стала возможной попытка Президиума российского ВАК отменить экзамен по философии. Российские академики-естественники (и не только они), решившие нейтрализовать воздействие философской "архаики" на учебный процесс, - это наглядное проявление технократического варварства.
За отменой кандидатского экзамена по философии последует ликвидация ее преподавания во всех учебных заведениях, что лишит наличие философских факультетов практической целесообразности и автоматически приведет к их закрытию в наш прагматичный век. Вся эта цепь событий будет представлять собой процесс уничтожения в обществе философской культуры понимания, фундаментальное значение которой состоит в воспроизводстве духовной целостности человеческого существования.
Ваковские академики оправдывают свое - пока отмененное - решение плохим преподаванием философии. Да, действительно, плохое преподавание налицо. И не только философии, и не только в нашей стране. Но реальная проблема состоит в другом - в выявлении причин кризиса преподавания и поиске способов их устранения. Одной из наиболее очевидных причин является отсутствие общественного осознания реальной потребности философского образования. Поскольку прагматичность и индифферентность социальной среды приобретают всеохватный характер, то во многом нейтрализуется массовый интерес к философской проблематике. Если у кого-то интерес и возникает, то его трудно удовлетворить, ибо само философское творчество оказалось в глубоком кризисе, который, в свою очередь, вызван кризисом духовно-ценностных первооснов существования человечества. Поэтому без возрождения в новых формах традиционного человека невозможно и возрождение философии, а тем более общественной потребности и интереса к ней.
Прежде всего необходимо избавиться от распространенного предрассудка, что философия является наукой. В истории философии она реально представлена не как наука или методология наук (хотя многие рационалисты именно так ее трактовали), а как культура иррационального и рационалистического универсального понимания. Задача преподавателя (творческого специалиста в области философии) состоит в том, чтобы выявить в трудах классиков философскую культуру понимания, придать ей соответствующую времени форму и приобщить к ней студента.
Основное препятствие здесь - это разынтегрированность философского знания, что привело к "разложению" синтезированной культуры понимания, к образованию на ее месте независимых друг от друга конкретных наук: гносеологии, методологии науки, социальной философии, этики, эстетики, культурологии и т. д.
Бездумная ориентация на западный, однолинейный в своей прагматичности опыт привела к внедрению в учебный процесс такой эмпирической дисциплины как культурология. Последняя в перспективе "призвана" заменить изучение философии как универсальной культуры понимания формальной информацией о философских учениях и других культурных явлениях. Такая ситуация, возможно, органически вписывается в общую систему западной утилитарно-прагматической цивилизации, где готовятся специалисты, способные на высшем профессиональном уровне выполнять частные производственные задания, но отчужденные от универсального сущностного и проблемного понимания, от душевного мира, этических и эстетических ценностей.
Вместо изучения разделенной на части философии гораздо продуктивнее в учебном курсе анализировать с современных позиций проблемные ситуации, зафиксированные в мировом философском процессе, но главным образом в русской мысли и многоаспектной российской истории. Тем самым у студента будет вырабатываться универсальная культура понимания.
Один из синтезированных вариантов современной философии, который целесообразно преподавать в вузах, я называю соборной феноменологией. Она ориентирована на переосмысление и систематизацию рационалистического, иррационального, религиозного и других типов понимания первооснов космического и человеческого бытия. Соборно-феноменологическая парадигма зародилась в раннем христианстве в качестве органического единства иррациональной веры и аналитического размышления и достигла специфического совершенства в русской религиозной философии середины ХIХ - начала ХХ века. Сегодня жизненно важное значение приобрела проблема воссоздания секулярного варианта соборной феноменологии. В данном случае религию и секулярность следует трактовать не как противоположные мировоззрения, а как различные языки, выражающие одно и то же универсальное понимание.
Именно преподавание целостной философии предполагает и актуализирует разработку различных концепций, нацеленных на раскрепощение в человеке изначального иррационального потенциала и способствующих проникновению последнего в его сознание и практическую деятельность.