В ЭТОМ году 18 июня российские христиане разных традиций - православные, католики, многие протестанты - отмечают праздник Святой Троицы. В обыденной жизни мысль о Боге часто затемняется в человеческой душе: для одних искушением становятся их собственные житейские заботы и желания, для других соблазном оборачиваются разделения между христианами, грехи недостойных служителей Церкви и показная "государственная" религиозность. Но бывают дни, когда все эти искушения и соблазны отступают - и человек с предельной остротой встает перед тайной Божественного. Один из таких дней - праздник Троицы.
О Едином Боге учат многие религии: христианство, ислам, иудаизм. Но только христиане различают в Едином три разных лица. Не всем легко понять, что речь идет не о трех разных богах, а о трех ипостасях одного Бога. С чем сравнить троичность Божества? С тем состоянием глубокой взаимной любви, когда любящие становятся духовно нераздельным целым? Сравнения не бывают безупречными. Но осознать троичность Единого оказалось столь важным, что праздник, об этом напоминающий, стал одним из главных в христианстве.
Многие верующие украшают на Троицу храмы и дома ветвями деревьев, травой, цветами. Обычай этот восходит еще к древнему Израилю. В христианстве такое приношение Богу "начатков весны и лета" обрело дополнительный смысл, напоминая об обновлении Церкви Святым Духом.
В память о Святом Духе в понедельник, 19 июня, отмечается в Русской Православной Церкви как Духов день. Это продолжение праздника Троицы, который у православных совпадает с празднованием сошествия Святого Духа на апостолов. На пятидесятый день после Пасхи собранные вместе ученики Христовы услышали шум, подобный шуму ветра, увидели огненные языки, нисходящие с неба, "и исполнились все Духа Святого...". Святитель Григорий Богослов пишет: "Как Сын Божий явился на земле видимо, так и Духу Святому надлежало явиться видимо". Речь идет не о том, что Сам невидимый Дух будто бы стал видим, а о том, что языки небесного огня явились видимым знаком, знамением пришествия Святого Духа.
Действие Духа Святого преображает апостолов. Они обретают дар глубокого богословия и становятся прекрасными проповедниками, слова которых зажигают верой тысячи людей. Робкие и неуверенные перед сошествием Духа, апостолы начинают смелую проповедь Евангелия, не страшась ни угроз архиереев, ни преследований светских властей, ни тюрем, ни казней. Дело апостолов, вдохновленных Святым Духом, продолжают другие поколения христиан. Церковь Христову не смогут убить ни клевета, ни насмешки и гонения извне, ни злоба, ни глупость, суеверия и фанатизм плохих верующих. Церковь Христова жива и будет жить Духом Святым.