0
3826
Газета Стиль жизни Интернет-версия

14.06.2000 00:00:00

Как спасаются в "миру"


Движение "беседников" появилось в Поволжье около 200 лет тому назад. Отношение официальной Русской Православной Церкви было к нему практически однозначно отрицательным, несмотря на то что именно св. Серафим Саровский, по убеждению беседников, был основателем их учения. Через последовательницу-мирянку этого русского святого принял в 1835 году старчество от преподобного Серафима первый самарский старец Василий Щеглов (1790-1854), крестьянин из села Прислонихи Симбирской губернии. В 40-х годах прошлого века он прибыл проповедовать в села севернее Самары. Василий Щеглов проводил с местными самарскими крестьянами домашние духовные собрания-беседки, откуда и пошло местное наименование его последователей. Основа учения самарских беседников - безусловная трезвость, включая и "трезвость ума", а также строгое воздержание и бесстрастие. Учение беседников сохраняет до сих пор своеобразную идеологию самодостаточности и праведности крестьянина-пахаря.

Первый серьезный исследователь этого явления протоиерей Евгений Кесарев, секретарь Самарской духовной консистории, расценивал в 1901 году беседничество как самобытное явление русской народной жизни, которое зародилось и взросло в недрах православия. Оно представляет собой попытку осуществить в миру идеал монашеской жизни.

Во второй половине ХIХ века традиция беседничества охватила всю северную часть Самарской и многие соседние губернии - Оренбургскую, Пензенскую, Симбирскую, частично Саратовскую. В 80-х годах общая численность православных, находящихся под влиянием беседников, превысила 100 тыс. человек. Во многом это влияние определялось деятельностью преемницы Щеглова - старицы Анастасии Кузьминичны Керовой (1805- 1906), крестьянки из села Раковки Самарского уезда. По воспоминаниям современников, это была "бойкая, энергичная женщина с немалым природным умом и сильным характером, честолюбивым и предприимчивым; притязательным на первенство и способным данное себе слово быстро и умело воплощать в самое дело". Власти обвинили ее в сектантстве. Дело ее безрезультатно рассматривалось Казанской судебной палатой и Самарской духовной консисторией, которые выдвинутые обвинения признали недостаточными. И все же по настоянию церковных властей она вынуждена была отречься от присвоенного ею права учительства. Затем ее постригли под именем Марии в Самарском Иверском женском монастыре и по ходатайству епархиального начальства перед Святейшим Синодом Керову в 1891 году насильно сослали в Суздальский Покровский женский монастырь.

Духовной консисторией священникам беседнических приходов Самарской епархии было предписано "иметь неослабное внимание за действиями беседчиков; производить внебогослужебные собеседования о душевредности самовольных беседнических собраний, под главенством непризнанных к тому лжеучителей; тщательно, но осторожно исследовать учение секты через опрос принадлежавших к ней, но затем раскаявшихся и принятых в лоно православной церкви лиц; заняться собиранием рукописных тетрадок со стихами и вероучительными взглядами этих сектантов, а также приобретением уличающих их писем и других материалов, служащих к уяснению секты; внушать отдельно каждому из родителей и родственников келейниц о том, какой вред проистекает от удаления девиц в келии и от сношения их с беседчиками".

После принятых жестких мер самарское беседничество заметно снизило свою публичную активность и большей частью ушло в подполье, которое продолжалось практически весь оставшийся период до 1917 года и послереволюционные десятилетия. Вместе с тем даже обвиненные в сектантстве, беседники не отказались от своей деятельности в православных общинах самарских сел. Более того, по данным исследователей в конце ХIХ - начале ХХ века, у самарских беседников сложились достаточно прочные связи с духовным центром мирового православия - Старым Афоном и его монахами. Духовные традиции самарского беседничества, которые приобрели для светских и церковных властей закрытый, катакомбный характер, все эти годы не порывались. С конца ХIX века в Самарской губернии сложилась строгая преемственность старцев. Причем каждый старец единолично перед кончиной завещал свою духовную власть наследнику, так что образовалась своеобразная старческая духовная династия носителей живых традиций беседничества. И каждый из них шел к духовному подвигу старчества в течение многих десятилетий. Кстати, ученики Анастасии Керовой приняли постриг на Афоне, фактически центральном монастыре всего православного Востока.

Научный сотрудник лаборатории по проблемам традиционной культуры народов Поволжья Самарского государственного педагогического университета Кирилл Серебренитский, исследуя исторические корни заволжского православного беседничества, установил его связь с учением афонских исихастов. По его мнению, исихия, т. е. молитвенное сосредоточение, призывающее к абсолютному, бескомпромиссному торжеству духа над плотью, зародившееся примерно в VII - VIII веках у монахов Старого Афона, была передана беседникам от их духовного первоучителя преподобного Серафима Саровского, проповедовавшего о "стяжании Духа Святаго". Он же наследовал через своих духовных учителей в Оптинской пустыни - игумена Пахомия и старца Иону - духовные традиции двух ветвей исихастов: старшей ветви - первых русских святых преподобных Антония и Феодосия Печерских и второй ветви - преподобных Нила Сорского и Паисия Величковского.

Последние 22 года духовным центром беседников Заволжья является село Красные Ключи Похвистневского района Самарской области, где проживает 80-летний священник Павел Алексахин, митрофорный протоиерей Русской Православной Церкви и десятый по счету в династии самарских носителей традиций беседничества. Отец Павел, несмотря на солидный возраст, отважился на решительные, можно сказать, революционные по своему характеру действия, на которые не решились его более молодые предшественники. Он еще в начале 90-х годов не только вывел своих единомышленников из фактически полуподпольного состояния, в котором община беседников пребывала практически в течение всего ХХ века, но и легализовал его: в 1997 году в управлении юстиции администрации Самарской области зарегистрирована общественная организация "Благотворительное общество православных беседников села Красные Ключи".

Сегодня благодаря подвижничеству отца Павла Алексахина и его сторонников общины беседников в губернии имеются в Самаре, селениях Красноярского, Борского, Похвистневского и других районов области. Строгих последователей этого аскетического учения, вероятно, несколько сотен человек. А в целом под влиянием беседников находится свыше тысячи верующих Русской Православной Церкви. Причем среди них не только рядовые миряне, но и около десятка священнослужителей различных рангов, которые считают себя духовными учениками отца Павла Алексахина.

Хочется отметить, что за почти две сотни лет всего еще лишь один из самарских старцев, возглавлявших беседничество, был священнослужителем: в 50 - 60-е годы во главе общины находился рядовой священник Сергий Космиров (1876-1964). Его несколько раз арестовывали, лишили права церковного служения и сослали в ссылку. В отличие от бывшего фронтовика и школьного учителя Павла Алексахина, которого сам Космиров благословил на духовный подвиг церковного служения и поступление в Саратовскую духовную семинарию, ему, малограмотному крестьянину-мордвину, не удалось получить достойного образования, а главное - не повезло со временем: даже лояльная властям Русская Православная Церковь переживала жестокие гонения. На Алексахина писали доносы в КГБ за его слишком большое усердие в церковной службе, яркие проповеди и ссылали в отдаленные приходы. Но когда наконец была получена долгожданная реальная свобода совести, отец Павел Алексахин не только оказался способным легализовать свою ранее хорошо законспирированную общину, но и выступил талантливым пропагандистом традиций строгой христианской жизни.

С 1994 по 1998 годы протоиерей Алексахин сумел издать массовым тиражом целую серию из восьми ранее написанных им небольших книг - житий святых отцов Русской Православной Церкви. Он также помог изданию еще шести подобных книжечек своей сторонницы - псаломщицы сельского храма во имя Михаила Архангела Анны Маклаковой, в прошлом сотрудницы республиканского телевидения в столице Киргизии. Более того, вместе с нею был принят в творческий Союз профессиональных литераторов России, организовал отделение Союза в своем сельском районе, привлек к работе талантливых журналистов и писателей из Подбельска, Похвистнева, Новокуйбышевска, Самары.

Будучи сторонником безусловной трезвости, Павел Алексахин стал известен своими яркими проповедями против пьянства, он неоднократно избирался делегатом всероссийских форумов Общества трезвости. Благодаря своей огромной организаторской и благотворительной работе этот престарелый заштатный клирик сельской церкви из самарской районной глубинки снискал большую известность и популярность. Первому из священнослужителей Самарской епархии отцу Павлу Алексахину летом 1999 года было присвоено звание "почетного гражданина" # 1 своего Похвистневского района.

Правда, за последнее время наметилась тенденция заметного отхода представителей общины от классического беседничества, в котором когда-то подозревалось сектантство. Отец Павел Алексахин с конца 90-х годов вел линию на избавление от всего неканоничного, в чем его могли бы упрекнуть руководители Церкви. В конце концов он и его последователи даже отказались от данного им когда-то в народе названия "беседников", переименовав свою общественную организацию в "Православное братство и сестричество храма Михаила Архангела".

Наконец следует сказать о заметно изменившемся отношении к беседничеству со стороны руководства епархии, которое отказалось от привычных гонений против самарских беседников и сделало их своими союзниками. Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий, учитывая огромный авторитет отца Павла среди жителей и властей района, его несомненные заслуги перед Церковью, в 1997 году в честь 100-летнего юбилея Красноключевского храма от имени Святейшего Патриарха наградил сельского священника митрой - головным убором православных иерархов. Это высшее отличие для рядового священнослужителя Русской Православной Церкви.

Следует заметить, что лояльное отношение к самому Павлу Алексахину самарского владыки вовсе не говорит об однозначно положительном отношении к нему и возглавляемой им общине в целом по епархии. Существует группа священнослужителей и мирян, которые являются противниками "склонных к сектантству". Но поборники чистоты веры оказались вынуждены пересмотреть свое отношение к этому внутрицерковному течению в православии после того, как в конце декабря прошлого года Патриарх Алексий одобрил решение Комиссии Святейшего Синода по канонизации мучеников и исповедников Русской Православной Церкви: к местночтимым самарским святым был причислен один из духовных наследников преподобного Серафима Саровского в Самарской губернии - староста церковной общины села Чагры Петр Иванович Колпаков (1856-1929). Мощи святого Петра Чагринского недавно были открыты верующими и ответственными клириками епархии и временно захоронены на территории Михаилоархангельского храма села Красные Ключи.

Следует отметить, что на одной из недавних встреч со священнослужителями епархии архиепископ Сергий дал следующую оценку этому явлению в православии: "Беседники - православные верующие, ведущие строгую, воздержанную, благочестивую жизнь, в чем они являются примером для остальных мирян".

Самара


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
483
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2200
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1436
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1071

Другие новости