В ВОСКРЕСЕНЬЕ, 4 июня Русская Православная Церковь вспоминает исцеление Иисусом Христом слепорожденного. Христос исцелил слепого в субботу, когда по церковным правилам полагалось ничего не делать. Иисус нарушал субботу и пояснял: "Суббота для человека, а не человек для субботы". Смысл этих слов Спасителя прост: ритуальные правила и предписания нельзя ставить выше любви к людям.
Вспоминая исцеление слепорожденного, Церковь предлагает задуматься о слепоте духовной. О том, что люди путают добро и зло, о том, что грех часто кажется нам чем-то привлекательным, а добродетель - неприятной... Как часто даже в делах церковных люди не различают добро и зло, истину и заблуждение! Кто или что может здесь помочь? Священники? Святые? Постановления церковных Соборов? Чтение Библии? Но Библию надо правильно понимать, святые и священники не во всем согласны друг с другом, не все постановления церковных Соборов признаны Церковью. Случалось, что вполне "правильные" по внешним признакам Соборы Церковь отвергала. Все может быть полезно: и добрый священник, и правильно понятый пример святых, и мудро истолкованные решения Соборов, и размышления над Библией, но не все способно научить хорошему того, кто духовно слеп. Возьмем, к примеру, каноны Соборов. Устаревшие каноны Православная Церковь обычно не отменяет, а просто перестает применять. Но в слепоте духа нелегко понять, какие каноны устарели. Почему же Бог не дает людям безупречного духовного зрения? Да потому, что Он ценит нашу свободу. "К свободе призваны вы, братия", - писал апостол Павел. Бог хочет, чтобы мы были Его свободными соработниками (примечательно, что слова "раб Божий" в древности не имели унизительного оттенка и означали "соработник, сотрудник Бога"). Различение добра и зла нужно тому, кто действительно хочет и способен идти по пути добра, а не тому, кто все равно будет грешить. Духовное зрение дается человеку в той мере, в какой он способен к свободному сотрудничеству с Богом.
В четверг, 8 июня Русская Православная Церковь и многие российские протестанты отмечают Вознесение Господне. Праздник ставит все ту же тему свободы: воскресший Христос не лишает нас Своей помощи, Он всегда рядом, но с момента Вознесения это присутствие невидимое, оберегающее нашу свободу. Само слово "вознесение" напоминает о легкости и свободе. Напоминает оно и о небе, которое с древнейших времен было символом Божественного мира, символом самой великой свободы - свободы от зла. "Праздник Вознесения, - говорил протоиерей Александр Шмеман, - это праздник неба, открытого человеку, неба как нового и вечного дома, обители, неба как нашей подлинной родины. Грех отделил землю от неба..." Каждый год на сороковой день после Пасхи Церковь Христова отмечает этот светлый праздник неба и свободы, призывая к освобождению от всего, что делает нас чужими для небесной родины.