В ВОЗРАСТЕ 96 лет скончался великий английский актер сэр Джон Артур Гилгуд. Впрочем, Гилгуд - тот самый "случай", когда талант "шагает через границы", когда, не зная слов чужого языка, зрители многих стран мира понимали, что встреча с Гилгудом - это встреча с великим актером, возможно, гением (в последнее десятилетие жизни Гилгуд еще и материализовывал нематериальное понятие "связь времен"). Его сценический образ навсегда вписан в историю британского королевства - Гилгуд и в 20-е, и в 90-е годы олицетворял национальный характер, в меру величественный, в меру мрачноватый, в меру изящный и в меру неповоротливый. Прямой наследник викторианской Англии (Гилгуд - внучатый племянник актрисы Эллен Терри), он словно воскресил на английской сцене 20-х дух старой Англии, графичность поз, красоту мысли.
В 1930-1940 годы Джон Гилгуд создает на различных сценах страны галерею легендарных шекспировских образов: Просперо, Лир, Ромео, Меркуцио, Марк Антоний, Макбет, Шейлок, Мальволио, Анжело. К имени актера принято прибавлять титул "Гамлет века", в роли одинокого датского принца Гилгуд выразил комплекс глубочайших переживаний молодого человека в тяжелое для Европы и Англии время. Влияние того образа, оказавшегося эпохальным, распространилось и на другие роли Гилгуда - критики писали, что в чеховском Пете Трофимове (первой крупной роли актера) он сыграл неразвившегося, скрытого Гамлета.
В конце 50-х Гилгуд создал сценическую композицию "Возрасты человека", где эстетически подтвердил научную теорию о том, что Шекспир в пьесах на протяжении жизни прописал свое становление: Ромео, Гамлет, Отелло, Макбет, Лир, Леонт, Просперо.
Образ великого актера, знаменитого человека Англии в последние десятилетия неоднократно использовался кинематографом. Исполнен благородства и духовного противостояния тронному безумству его Нерва в "Калигуле" Тинто Брасса. И, конечно же, волшебник Просперо, в финале фильма Гринуэя по "Буре" сжигающий свои магические книги, книги Шекспира - словно ту культуру, которую он хранил всю жизнь.