Рисунок Вадима Мисюка |
ЗАПАД уже почти привык к неизбежным объятиям и поцелуям с руководством России в знак выражения дружбы и добрососедства, даже не догадываясь, что это не экзотическая национальная традиция, а партноменклатурный ритуал.
Путин освободил Блэра от этой экзотики. Он оказался первым за всю послевоенную политическую историю главой государства, с которым лидерам мировых держав можно не целоваться. Рукопожатие Путина - это не только выработанная годами привычка общения с деловыми и военными кругами; это признак цивилизации.
Запад очень чувствителен к такого рода мелочам. По одним только этим малозначительным признакам пресса способна сделать далеко идущие выводы о политике нового типа. Так, например, присутствие супруги Михаила Горбачева в его зарубежных поездках оказало на Запад не меньшее влияние, чем заявления генсека о перестройке и гласности.
Рукопожатие Путина - это знак мировому сообществу. Мужской поцелуй государственных деятелей - это то, что роднит Россию с Востоком. Путин же прорубает дорогу на Запад, придерживаясь в том числе европейских традиций, принятых в протоколе встреч государственных деятелей.
Россия, которая и раньше-то на Западе воспринималась как далекая загадочная страна, почти такая же, как Индия, только с холодным климатом, за последнее время приобрела в глазах европейского обывателя облик дикой, варварской страны, как другие экзотические страны Востока, независимо от того, закопаны они в пески или снега.
Фраза Блэра о том, что Путин "мыслит, как мы", означает гораздо больше, чем признание президента России одним из европейских политических лидеров. Это означает, что и Россия "такая как мы" - Европа.
Вместе с тем рукопожатие задает определенную дистанцию, которую и демонстрирует Путин. Холодность и некоторая отстраненность, свойственные манере общения Путина, только подчеркивают эту дистанцию. Что, в свою очередь, побуждает противоположную сторону стремиться ее преодолеть и энергично идти навстречу, первыми делать шаг.
Путин не заводит друзей - он заводит деловых и политических партнеров. Даже после совместного приятного времяпрепровождения в Мариинском театре Блэр не станет для нового президента России другом Тони, таким, какими когда-то были "друг Гельмут" или "друг Билл" для Ельцина. Сохранение определенной дистанции при демонстрации готовности к взаимодействию - вот политический стиль Путина на международной арене.
Этот стиль уже четко выработался. Достаточно вспомнить высказывание Касьянова о том, что российская экономика нуждается в кредитах, но если они не будут получены, то страна в состоянии обойтись и без них.
Все это было оценено - и сдержанность (финансовая), и холодность (политическая), и демонстрация самодостаточности (внутриэкономической), и некая отстраненность - как намек на большую информированность (последнее было подтверждено рядом разведданных, которыми Путин поделился с Блэром). Все вышеперечисленные характеристики более типичны для англичанина, чем для российского политика.
Все, что Путин демонстрирует мировому сообществу, для зарубежного политического истеблишмента неожиданно, странно и непривычно. Это идет вразрез с восприятием государственных деятелей СССР и России, выработанным за прошедшие десятилетия. Вместе с тем ясно, что перед нами политик нового типа, за которым при этом стоит громадная страна, ядерная держава. Это и пугает, и настораживает, и заставляет не только искать политические контакты, но и демонстрировать взаимопонимание и лояльность.
У Запада нет опыта работы с государственными деятелями этого типа, все политические методики отработаны с учетом менталитета членов политбюро, партхозактива, секретарей обкома и т.д. Даже Горбачев, который пытался проводить политику гласности, открытости и т.д., сам политиком нового типа не был.
Зарубежные спецслужбы наверняка располагали материалами и досье на всех "засветившихся" политиков России; но лидеры европейских держав еще явно не готовы к восприятию политика нового типа в качестве главы Российского государства, не выработали методики общения и взаимодействия с ним. Поэтому наблюдаются растерянность, суетность и даже некоторое заискивание. Лондонская "Таймс" отметила, что Блэр, сильный оратор, впервые проиграл дебаты, уступив лидерство Путину на совместной пресс-конференции. А эмоционально - наступательную позицию Путина по вопросу о международных террористах в Чечне Блэр откомментировал очень нейтрально - как вопрос, который, по его словам, глубоко прочувствован Путиным.
Ранее европейское финансовое сообщество признало лучшим министром финансов ряда стран Восточной Европы Михаила Касьянова. Основная причина такого решения - высококвалифицированная работа Касьянова с Лондонским клубом. Можно считать это парадоксом, принимая во внимание бедственное экономическое положение России, а можно считать поддержкой кабинета правительства Путина.
Состояние растерянности лидеров мировых держав чрезвычайно выгодно Путину. Нетипичная политическая позиция лидера России хотя и пугает европейский истеблишмент, в то же время побуждает действовать первыми, чтобы прояснить ситуацию. Таким образом, активность во взаимодействии с Россией будет исходить с "той" стороны. В этом контексте следует рассматривать и предстоящий визит в Москву Клинтона. Составить собственное представление о том, "кто есть мистер Путин", сочтут необходимым все лидеры мировых держав.
Однако это благоприятное "время смотрин" не будет долгим. Сумеет ли Путин использовать сложившуюся ситуацию в полной мере, чтобы повысить международный авторитет России, покажет время. Это и будет первым международным экзаменом президента России.
* * *
Путин демонстрирует не только новый стиль международной политики, но и ее новую направленность.
Со времен перестройки все преобразования в России сверялись с американской моделью. Вновь избранный президент или политический деятель, рассчитывающий занять место под солнцем на политическом Олимпе России, в первую очередь летел в Америку, а там "таможня давала добро".
Взаимоотношения с Америкой можно наладить только под угрозой их угасания. В этом случае срабатывает известный психологический стереотип поведения, когда мужчина не может бросить любовницу, потому что уже очень много на нее потратил. Бытовые стереотипы срабатывают и на международном уровне. В настоящее время Америка как никогда активизировала контакты с Россией на разных уровнях и по различным поводам. Американские экономисты едут для чтения лекций и для консультаций; представители конгресса хотят обсудить скандал с "Bank of New York", уже почти забытый; раньше времени начинает свой визит по странам СНГ Мадлен Олбрайт. Клинтон, единственный из лидеров мировых держав, по горячим следам звонит Блэру поинтересоваться, как прошел визит Путина, и заявляет о намерении посетить Россию, когда официально его еще никто не ждет. Эта политическая суета американцев, связанная с угрозой упущенной выгоды, должна быть эффективно использована Путиным.
Американское общество многообразно и многопланово. Политическая элита погружена в предвыборную борьбу за пост президента. Применение методики "новых ориентиров" для выстраивания российско-американских взаимоотношений сейчас как никогда кстати. Это возможно, если общий вектор взаимоотношений двух стран не замыкается исключительно на лидере страны, не скреплен личной дружбой с "другом Биллом", не освящен объятиями и поцелуями. Дистанция рукопожатия дает Путину простор для маневра, для налаживания отношений с политической элитой страны, позиция которой может отличаться от официальной. Открываются новые резервы внутри страны-партнера, которые позволяют влиять на развитие взаимоотношений двух стран.
Оппозиция как средство такого влияния использовалась и раньше, но эти процессы носили идеологический характер. На нашей территории разыгрывалась диссидентская карта, а на "их" территории - карта преследований за коммунистические убеждения. Никто из политических лидеров России не перевел эти отработанные методики в русло взаимодействия с конструктивной оппозицией, чего не скажешь об американской стороне. За короткий срок Америке удалось не только развить контакты с политической и экономической элитой России, но и фактически создать посредством научных грантов новую отрасль политологии, изучающую региональные элиты страны. Есть основания надеяться, что Путин ликвидирует эти пробелы.
Успехом визита в Англию следует считать сохранение актуальным вопроса, кто есть мистер Путин. Это работает на международный политический имидж Путина, так как по-прежнему сохраняет к нему лично повышенный интерес лидеров мировых держав, заставляет западные страны соревноваться в заверениях о лояльности к "неизвестному" Путину.
* * *
Новая эпоха во взаимоотношениях мировых держав и России предполагает сближение России со странами СНГ, прежде всего с Украиной. Подобное сближение способно оказать немедленный эффект "холодного душа" и в кратчайшие сроки изменить вектор международных взаимоотношений. Несомненно, позиция прежде всего европейских стран по отношению к России значительно смягчится в самое ближайшее время.
Путин реализует задачу сближения славянских государств. Один из последних примеров - первый вынос подлинного Знамени Победы из запасников Музея Вооруженных сил и его торжественная отправка сначала в Белоруссию, затем на Украину в качестве общей святыни ветеранов Великой Отечественной войны - граждан славянских государств. (Замечу, впрочем, что это знамя является и святыней для ветеранов других стран СНГ, например, для Грузии, уроженец которой Кантария водрузил его над рейхстагом. Остается непонятным, что удержало Путина от расширения этой объединительной инициативы.)
В отношениях с Украиной Путин ищет объединяющий фактор - прежде всего в исторических корнях, в общих святынях. От совместной поездки Путина и Кучмы в Севастополь ожидали многого, вплоть до требования передачи города России. Путин же подчеркнул статус Севастополя как общей святыни Украины и России. Таким образом он и от Севастополя не отрекся, и с Украиной не поссорился.
Однако наметившиеся положительные тенденции - заслуга не только Путина. Этим процессам способствует негативный политический напор со стороны мирового сообщества на страны бывшего Союза и социалистического лагеря.
Так, например, сближению Украины и России способствовала общая обида на Парламентскую ассамблею Европы. ПАСЕ признала незаконным проведение на Украине референдума, который предоставил президенту дополнительные полномочия, делающие его власть фактически неограниченной. Осуждение ПАСЕ референдума как метода ликвидации парламентского кризиса официальная власть Украины посчитала вмешательством во внутренние дела страны. Россия также восприняла подобным образом стремление Парламента Европы осудить методы урегулирования кризиса в Чечне. Всем памятен демарш наших парламентариев в Страсбурге.
Причины для дружбы "против" европейские парламентарии подарили России и Украине накануне визита Путина в Киев, чем, несомненно, способствовали успешной встрече глав двух государств.
Психологи знают, что сотрудничество "против" значительно эффективнее сотрудничества "за". В этом случае полностью реализуются личные интересы каждой из сторон, в то время как объединение во имя чего-либо всегда представляет собой компромисс между объединяющимися, когда их интересы учитываются только частично и поле раздора остается значительным.
Ростом авторитета России в странах СНГ обеспокоилась Америка. Упреждая визит Путина, на Украину гораздо раньше согласованного срока отправилась Мадлен Олбрайт. Далее она совершила поездку в Киргизию, Узбекистан и Казахстан. Нельзя сказать, что визит по среднеазиатским странам СНГ прошел успешно. Нравоучения американской мадам "достали" даже такого мудрого восточного политика, как Нурсултан Назарбаев. Нарушая законы восточного гостеприимства и светского этикета, Назарбаев попросил американскую даму "сменить пластинку", и она посетовала на "излишнюю раздражительность собеседника".
Советы госсекретаря США по кадровым назначениям в Казахстане Назарбаев посчитал вмешательством во внутренние дела. Если сработает уже опробованный с Украиной механизм дружбы "против", - следует ожидать сближения России и Казахстана. Останется поблагодарить Олбрайт за укрепление дружбы между народами стран бывшего Советского Союза.
Итак, политический вектор меняется и в международных отношениях со странами СНГ. Задача Путина - укрепить и развить эту тенденцию, рассчитывая не столько на негативную политику или ошибки Запада, сколько на конструктивную позицию самой России.
Нет сомнения, что Запад сделает выводы из своих промахов в странах СНГ. Задача Путина - убедить мировые державы использовать влияние России для развития процессов взаимодействия со странами СНГ. А с другой стороны - убедить глав стран Содружества в том, что без политической поддержки России мало что можно получить от Запада.
А стиль отношений Путина с мировыми лидерами - на расстоянии дружеского рукопожатия - укрепляет политические позиции России.