На севере России, среди глухих лесов, на полуострове Михайловского озера, около реки Сии, притоке Северной Двины, сорокадвухлетний инок Антоний с шестью подвижниками в 1520 году положили начало новой обители. Она получила вскоре широкую известность, а со временем стало увеличиваться и число братии. А уже в XVI-XVII веках обитель расширяет свои земельные угодья и становится церковным, административным и культурным центром всего северного края.
Полное подчинение плоти духу наделило Антония даром прозорливости, умением распознавать людские помыслы, свершать чудеса. Спустя 20 лет со дня кончины преподобного, иноком Ионой было написано Житие Антония, которое было представлено в Москву митрополиту Антонию и царю Ивану Грозному. На основе этих данных царевич Иван - старший сын Ивана IV - составил новую редакцию Жития и Службу Антонию. А в 1579 году произошла канонизация святого Антония, день памяти которого установлен 7 (20) декабря.
На экспозиции представлено 33 экспоната из фондов Архангельского областного краеведческого музея и два уникальных памятника из коллекции Государственного Исторического музея - это "Житие Антония Сийского" 1648 года и серебряная водосвятная чаша 1589 года - вклад Андрея Щелканова. А среди реликвий, привезенных из Архангельска, можно увидеть икону "Богоматерь Умеление", написанную самим преподобным Антонием, а также вызывает большой интерес "Духовная память" - завещание, сделанное Антонием в 1556 году в предчувствии скорой кончины. В нем он назначает своим преемником старца Кирилла и дает наставление братии. Еще два экспоната, связанные с именем преподобного Антония, рассказывающие о истории Сийского монастыря - это ковчежец для частиц гроба святого, сделанный в 1661 году после восстановления от пожара Троицкого собора, внутри которого был погребен Антоний. А также положенный в том же году н8а гробницу покров с шитым изображением преподобного.
Здесь же можно увидеть и личные вещи последователей основателя монастыря - иноков Феодосия и Никодима, среди которых панагея 1667 года, принадлежавшая Феодосию с живописным изображением Деисуса в серебряном обрамлении, украшенная эмалью по скани. А с именем инока Никодима связана серебряная, золоченая дарохранительница 1685 года, покрытая резными изображениями святых и праздников.
Большинство же бесценных памятников Сийского монастыря - это вклады царей, патриархов, бояр и дворян. Крупные пожертвования в свое время сделал и патриарх Филарет, который по воле судьбы был вынужден целых шесть лет прожить в Сийской обители, после того как по приказу Бориса Годунова, в 1559 году он был сослан сюда за измену. И став патриархом всея Руси, Филарет не забывает монастырь, в котором он принял монашеский постриг, и в память об этом он делает туда дорогие вклады, среди которых икона "Богоматерь Владимирская" в серебряном окладе и покров на руку Антония Сийского, вышитый золотыми нитями и с изящной вязью по кайме.
Богатое наследие оставил в Антониевом монастыре и патриарший казначей по имени Паисий, в прошлом казначей этой святой обители. Его вклады на экспозиции представлены Евангелием 1681 года, покрытое серебряным окладом с чеканными изображениями и украшенное драгоценными камнями.
Особое внимание привлекают серебряный потир 1687 года и Евангелие 1681 года, а также воздух с двумя покровцами из венецианского бархата с жемчужным шитьем - вклады дворянина Семена Тимофеевича Риморева.
К раритетным памятникам древнерусской культуры можно отнести, показанные на выставке, серебряный ковчежец для хранения мощей XII века - самая древняя русская ставротека, дошедшая до наших дней и Евангелие, напечатанное в 1570 году в Вильно видным белорусским просветителем Василием Тяпинским.