УЖЕ ПРИ первой встрече с настоятелем храма святителя Николая в Троекурове отцом Александром Немченко видно, что перед вами человек жесткий и волевой. Недаром его особым призванием стало попечение о бывших заключенных, среди которых он пользуется немалым авторитетом и уважением. Надо сказать, что силен отец Александр не только духом - он мастер спорта по вольной борьбе. Причем его спортивные достижения отнюдь не пережиток прошлой, "мирской" жизни. До сих пор батюшка регулярно посещает спортивный зал одного из московских ПТУ. Да и свои борцовские навыки использует не только в спортзале. Уже не раз он вступался на улице за совершенно незнакомых ему людей. В то же время сила и жесткость батюшки не мешают прихожанам ласково называть его "папой".
В жизни отца Александра было много испытаний, и проявлять твердость характера ему приходилось постоянно. Свое служение он начал в 1979 году в Мордовии, где полностью восстановил разрушенную церковь святителя Николая в Колопено (Краснослободский район). Однако местным властям это не понравилось и от правящего архиерея потребовали перевода отца Александра. В результате он перебрался в Москву, где Патриарх Пимен направил его служить в только что открытый Даниловский монастырь, принимал активное участие в реставрации. Затем несколько месяцев служил в храме пророка Илии в Черкизове. После этого его направили в единоверческую церковь святителя Николая у Рогожского кладбища. Наконец, в 1992 г. отцу Александру предложили на выбор три храма. Два из них - благополучные, находятся в центре Москвы. От них батюшка сразу отказался, выбрав разрушенную церковь на окраине столицы в Троекурове. Несмотря на предупреждения о том, что храм этот "трудный", отец Александр стал его настоятелем. Как выяснилось, трудности далеко не исчерпывались плачевным состоянием церкви. В то время в ней находился склад, принадлежащий "Мосфильму", который не желал с ним расставаться. В результате разгорелся нешуточный конфликт. Дошло даже до того, что в батюшку несколько раз стреляли. Сам он не любит вспоминать об этом, говоря, что все уже давно позади и обиды он ни на кого не держит.
Несмотря ни на какие трудности, храм в целом удалось отреставрировать.
Практически все работы выполнены усилиями прихода, без посторонней помощи. Отец Александр сам принимал в них непосредственное участие - собственными руками отстроил верхнюю часть колокольни.
Вообще приход отца Александра сильно отличается от других. Его даже и приходом в прямом смысле (когда верующие просто более или менее регулярно посещают службу) не назовешь. Скорее, это что-то среднее между приходом и монастырем: при храме постоянно живет целая община (около двадцати человек), большую часть которых составляют бывшие заключенные. В основном их усилиями и восстанавливается храм. Впрочем, побывав там хотя бы один раз, понимаешь, что благоустройство прихода было бы невозможно без инициативы и энтузиазма отца Александра. Он сам с горечью признается, что никто ничего не станет делать без его понукания. Руководить бывшими заключенными ему приходится, что называется, и кнутом и пряником. В Великую субботу 29 апреля приход посетил Святейший Патриарх Алексий II и благословил отца Александра на организацию при его храме христианского центра реабилитации и помощи бывшим заключенным и работе с "трудной" молодежью и наркоманами. Теперь деятельность батюшки в этом направлении приобретает официальный статус. Опыта работы с молодежью отцу Александру не занимать: он часто посещает воинские части, беседует с солдатами о вере, многих уже крестил.
- Отец Александр, у вас при храме живет много бывших заключенных. Вам удается их воспитывать?
- Да, посмотрите сами, церковь восстановлена фактически их руками. Ведь многие люди возвращаются, отсидев по восемнадцать лет, имея при себе только справки о судимостях. Куда им идти? Таких людей должна принимать Церковь. Более того, ее забота должна распространяться не только на уже вышедших из заключения, но и на тех, кто его еще отбывает. В тюрьмах необходимо постоянное присутствие священников, чтобы заключенный всегда мог обратиться к нему за духовным советом и помощью. Кстати, недавно Святейший благословил на постоянное служение в Крюковской зоне монахов Даниловского монастыря, и будем надеяться, что этот опыт будет использован также во многих других тюрьмах и колониях России. Это поможет заключенным обрести веру, покаяться и осознать себя полноценными гражданами России.
- Насколько мне известно, ваш приход предоставляет бесплатную юридическую помощь тем, кто в ней нуждается.
- Да, наш приход по благословению Святейшего Патриарха предоставляет общественного защитника на судах. В частности, мы принимали участие в судебном разбирательстве по поводу убийства президента Национальной хоккейной лиги Валентина Сыча. Вообще, очень хорошо, что Церковь начинает участвовать в уголовных процессах. Ведь закон очень часто попирается по отношению к тем, у кого нет денег. Церковь может оказать им реальную помощь.
- Как, на ваш взгляд, Церковь в лице приходских священников должна относиться к криминальным авторитетам, может ли она принимать от них пожертвования?
- Ну, во-первых, пора прекратить навешивание ярлыков. Не стоит забывать, что назвать человека "криминальным авторитетом" может только суд. Кроме того, если даже он имеет криминальное прошлое, уже ответил за него перед законом, но по старой памяти продолжает пользоваться авторитетом в определенной среде, то в этом нет ничего плохого. Я думаю, что такие люди имеют полное право занимать и государственные посты, что способствовало бы очистке наших властных структур от бывшей партократии. Во-вторых, если человек и в самом деле "криминальный авторитет" и деньги у него "грязные", то уж лучше пусть жертвует их на восстановление храмов и обустройство приходской жизни, чем проигрывает в казино или тратит на покупку "мерседесов" и роскошных вилл.
- Вам удается находить состоятельных жертвователей?
- По этому поводу я хотел бы выразить особую благодарность Патриарху Алексию II и викарию Московского Патриархата архиепископу Арсению. Огромную помощь нам оказывает руководство "Газпрома" - Рем Вяхирев, Валентин Починкин и генеральный директор Газкомплектимпекса Григорий Поляков. Они выстроили уже не одну церковь. Такие люди всегда были и будут настоящими государственниками. Я также очень признателен генеральному директору плодоовощной базы "Курьяново" Павлу Полякову и заместителю генерального директора четвертого Управления механизации Сергею Лисовенко, который оказывает нам техническую помощь по благоустройству территории. Но основной помощник, жертвователь и восстановитель - это верующий народ. Помню случай, когда одна старушка пожертвовала храму последние два рубля. У меня были слезы на глазах. Мы, конечно же, позаботились о ней и дали гораздо больше, чем она принесла.
- В прошлом году вы баллотировались на выборах в Госдуму. Но ведь Московская Патриархия достаточно негативно относится к участию священников в каких-либо государственных структурах?
- Я понимаю отрицательную позицию Патриарха: Думу сейчас составляют бывшие секретари горкомов и обкомов партии, которые когда-то рушили церкви. Святейший опасается, что такое окружение может негативно сказаться на Церкви. Но ведь в то же время Церковь - это единственная в наши дни живая организация от Бога, которая является консолидирующей силой общества. Она может и должна оказать свое благотворное влияние и на Госдуму.
Я шел в Думу, чтобы послужить народу. Мне не нужны были ни квартира, ни машина, ни зарплата. И мое участие в Думе было бы участием Церкви, чтобы потомки не сказали, что Церковь безмолвствовала в это тяжелое для страны время. Правда, я допустил ошибку, баллотировавшись от "Фронта национального спасения". Как потом выяснилось, его лидеры были жуликами. Они придерживаются идеологии возрождения старого и поэтому ничего нового, того, что могло бы послужить преобразованию страны и ее духовному и экономическому возрождению, сделать не могут. Кроме лозунгов, у них ничего нет. Кроме того, я уверен, что они сами не верят в то, что проповедуют.
- Многие люди очень негативно относятся к священникам, которые ездят на иномарках. У вас довольно дорогой "Форд". Не боитесь встретить нарекания?
- Как священник, я не отделяю себя и свою жизнь от Церкви. Я - ее частица. Значит, и машина, на которой я езжу, принадлежит уже не мне, а Церкви. Кроме того, чем машина дороже, тем она надежнее, тем легче ею управлять. Кстати, за границей многие священники имеют не только машины, но и самолеты. И я бы очень хотел, чтобы когда-нибудь наша Церковь стала настолько богата, что каждый священник тоже мог бы позволить себе иметь самолет. Главное, чтобы основой его жизненных стремлений было служение Богу, а не материальное богатство.
- Что вы считаете наиболее актуальной проблемой современной церковной жизни?
- Думаю, хуже всего то, что в нашем обществе слишком слабо звучит проповедь Евангелия. Поскольку Церковь отделена от государства, в школах, если только они не частные, не преподается Закон Божий. Если бы в каждой школе хотя бы раз в месяц появлялся священник и беседовал с детьми, многие из них пришли бы в Церковь.
- Какова, на ваш взгляд, общественная роль священников в современной России?
- Священники всегда были и будут основой, стержнем государства. Народ им верит. И в случае чего пойдет именно за ними. Конечно, и со стороны отдельных священников всякое может быть. Но Бог таким судья.
- Я читал статью одного священника, в которой он утверждает, что восточные единоборства неприемлемы для православного человека. А как вы к ним относитесь?
- Положительно. Хотелось бы знать, а этот священник сам когда-нибудь занимался боевыми искусствами?
- Думаю, нет.
- Тогда как он может что-либо утверждать? Дело в том, что жители стран, в которых появились эти виды единоборств, особенно монахи, находились в таких условиях, когда нужно было развивать не только дух, но и тело, чтобы защитить себя. Когда встречаешь описание поединка какого-нибудь учителя кун-фу с несколькими вооруженными до зубов воинами, которым он успешно противостоит голыми руками, начинаешь испытывать к этому человеку вполне заслуженное уважение. Ведь хороший воин - это настоящий человек.
В то же время должен заметить, что, на мой взгляд, самый эффективный стиль боевых искусств - это русский. В нем, как и в восточных единоборствах, есть своя секретная методика. Между прочим, телохранителями многих китайских императоров были русские. Вообще, я был бы очень рад, если бы в наших монастырях присутствовали единоборства русского стиля. Сочетание молитвы со спортивными занятиями привлекло бы молодежь, которая стала бы подражать монахам..
- Когда для христианина допустимо применение силы?
- Для защиты самого себя, близких, Родины, Церкви и вообще всех, кто в ней нуждается.
- Вот вы сказали, что можно применять силу для самозащиты. Но нет ли здесь противоречия словам Христа "кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую"?
- Я много думал над этим. По-моему, эти слова говорят о том, что в случае возникновения конфликта необходимо использовать все мирные способы для его разрешения. Но если другая сторона первой применила против вас силу, значит, надо защищаться.
- И все-таки определенное противоречие словам Спасителя остается.
- Ну тогда давайте распустим армию, милицию, не будем воевать в Чечне.
- Это совсем другое дело. Ведь солдаты воюют не ради себя┘
- Настоящий воин никогда не позволит, чтобы его оскорбили. Наши предки за оскорбление вызывали на поединок. А ведь они были православными христианами. Как я уже говорил, в тех случаях, когда можно договориться, нужно договариваться. Если же не удается, христианин должен защищаться. Если бы все люди стремились к исполнению заповедей Божьих, тогда бы, наверное, не требовалось применение силы и не нужны были бы ни армия, ни милиция. Но, к сожалению, люди далеко не всегда такие, какими бы хотелось их видеть.
- Вам самому часто приходилось применять силу?
- Ну я вырос в драках. У меня вообще жизненный путь сложный. Мне везде приходилось бороться и физически, и духовно, и морально. А быть безразличным - это значит быть трусом. А струсив один раз, струсишь и в другой.