ТРИ ГОЛЫЕ ветки, унизанные обрывками газет, нагромождение фосфоресцирующих трубок, стеклянных шаров, проволоки и переливающейся фольги, никак не походили на цветочные композиции. Этот своего рода авангард, как и традиционные икебаны, можно было увидеть в выставочном зале Союза художников на Кузнецком мосту, где проходила Восьмая ежегодная выставка работ в стиле икенобо, одного из древнейших в искусстве японской аранжировки растений.
Традиционно композиции икенобо составляются по строгим правилам, но в последнее время появляется все больше свободных стилей, один из которых и был представлен на выставке. "Ох и намучились наши девочки с этими традиционными "рикками", - сокрушается Ольга Сомова, одна из участниц выставки, показывая небольшие хвойные деревца в обычных цветочных горшках, - зато теперь дается полный простор для фантазии".
Обучаясь искусству икебаны всю жизнь, в 90 лет вы получите диплом высшей квалификации, как 95-летняя Нина Наумова, родоначальница российской школы икенобо. Японка Мидори Ямада, приехавшая в Россию девять лет назад и впоследствии возглавившая школу, пожелала обучить "способных русских девочек" японским традициям построения икебаны. "До этого наши икебаны скорее напоминали просто цветочные дизайны, - говорит участница выставки Наталья Бавыкина, - зато теперь мы уже стараемся ставить настоящие икебаны, японские".
То, что занятия с цветами - исключительно женская прерогатива, полностью опроверг тринадцатилетний аранжировщик Кирилл Березовский. На утверждение, что современные подростки предпочитают "пошарить" в Интернете да покататься с друзьями на роликах, он уверенно возразил, что это в Европе, а на Востоке икебаной занимаются исключительно мужчины, которые, кстати, и изобрели это искусство.