ПОМНИТСЯ, не в такое уж отдаленное время в той же Европе было множество течений, организаций, движений со своими независимыми средствами информации и они проводили многолюдные митинги, собрания, конференции, дебаты с трибун, в прессе, на телеэкранах. Западное общество было значительно демократичнее, чем сейчас, более политизированным благодаря сильным и активно действовавшим в народной среде левым партиям, организациям, особенно в послевоенный период. И это давало конкретные результаты.
Ныне обстановка в корне иная. При всем, казалось бы, многообразии СМИ сотни телеканалов, радиостанций, тысячи названий периодических изданий, проникающий в поры общества Интернет - все они в подаче и освещении важных событий и проблем дудят, как говорится, в одну дуду, действуют в унисон. И никакая это не четвертая власть, якобы имеющая самостоятельность и свою грозную мощь, перед которой вроде бы "трепещут правительства". Чушь все это, специально придуманная, запущенная в обиход и ставшая расхожей дезой. На самом же деле без шума, тихой сапой законодатели и распорядители жизнями и умонастроениями своих и чужих народов давно прибрали к рукам практически все эти средства по формированию общественного мнения. Что же касается бросающегося в глаза многообразия этих средств, то это всего лишь оптический обман. На самом же деле ни на телеэкранах, ни на страницах периодики давно уже нет былого вольнодумства, сталкивания взглядов и суждений, а есть безапелляционное вдалбливание в головы широких масс того, что заказано, спущено сверху.
Агитпропа в том виде, какой он был у нас, здесь, понятное дело, не существует. Но есть четко выраженная наднациональная классовая солидарность, соблюдение общности интересов - интересов классовых, и от этого никуда не уйти. И СМИ, хозяева которых находятся в верхних этажах общественной пирамиды (подумайте сами - кто в наше время может иметь свой телеканал, свою влиятельную с солидными тиражами прессу!), профессионально выполняют любой заказ на любую тему. На международной встрече в Баден-Бадене Евгений Примаков привел на этот счет такой пример: "Всего год назад западные средства массовой информации именовали так называемую армию освобождения Косово террористической организацией. Но затем те же самые СМИ, как по мановению волшебной палочки, вдруг стали трубить, что это несчастная жертва Милошевича!"
Так что разнобоя во мнениях и оценках основных мировых проблем в наше время не бывает. Пристально следя за проводимой СМИ кампанией оболванивания европейской общественности во время бомбежек Югославии, я отметил всего два всплеска инакомыслия. Режи Дебре - литератор левых взглядов, в прошлом соратник Че Гевары, побывав в Сербии, опубликовал в "Монде" объективную статью об увиденном, ничего общего не имеющую с натовскими установками по освещению агрессии. Что тут началось! На Дебре выпустили свору верноподданных интеллектуалов, которые в специальной и не ограниченной по такому случаю временем телепередаче поносили и громили его за то, что он посмел усомниться в правомерности коллективного разбоя. Второй случай отклонения от "генеральной линии" НАТО: британский тележурналист отснял правдивый и потому страшный репортаж о последствиях ракетно-ядерных ударов по Белграду. Министр обороны Великобритании Джордж Робертсон, ныне генсек НАТО, не стесняясь в выражениях, буквально изматерил журналиста, потребовав от телекомпании его срочно отозвать и выгнать вон, хотя эта телекомпания не является государственной.
И так во всем. По всякому важному поводу пресса, радиостанции, телевидение, издательства получают ориентир и, проявляя выдумку и изобретательность, действуют в заданном ключе. Возьмем эпопею со счетами российских руководителей в американских и швейцарских банках. Шумиха была поднята по команде, и вся журналистская братия с места в галоп ринулась раскручивать эту кампанию. И хотя фактов оказалось кот наплакал, а домыслов - воз, но дело было сделано - недоверие к России всколыхнулось и волнами пошло по планете. Или возьмем историю с Пиночетом, который долго беспрепятственно ездил в Великобританию, в другие страны. Но, готовя агрессию против Югославии, западным руководителям было выгодно выставить себя радетелями справедливости и было решено приняться за диктатора, благо тот давно уж не у дел.
Таков сегодня специфический информационный климат на Европейском континенте. Произошло тотальное овладение умами, и задействован массовый гипноз аудитории в масштабе целых народов. Это особенно прослеживается в отношении России, россиян, русских... Даже в период холодной войны не было такого единодушия в интерпретации нашей действительности - ныне все в черных тонах да еще с приличной порцией издевки. Слов нет, гордиться нам нечем. Но это ведь по их же советам и наставлениям мы принялись перелопачивать свой хозяйственный уклад, по подсказке западных суфлеров Гайдар, как попугай, твердил: "Рынок сам все расставит по своим местам!" Расставил... Теперь Европа смотрит на русских косо, видит в каждом причастного к мафии. Причем такой ярлык фабрикуется довольно просто: берется частный случай недобросовестности или обмана со стороны той или иной российской фирмы, банка, предприятия и делается обобщение, возводится в абсолют - все, мол, они такие, все мошенники и мафиози. При этом никому в голову не приходит, что свое-то общество буквально погрязло в аферах и коррупции сверху донизу - от президентов до постовых. Но об этом подписчику на газету или телезрителю задумываться не дают - вышколенные СМИ ловко уводят свои жертвы на иную, отвлекающую стезю.
В "Монд", "Фигаро", на страницах бельгийской "Суар", немецкого "Шпигеля", в итальянской и британской прессе, через телеканалы планомерно идут вроде бы ненавязчивые, но застревающие в памяти антирусские материалы. С какой целью это делается? С одной стороны, в силу сугубо конкурентных соображений и меркантильных интересов - не допустить в свою десятилетиями отлаженную систему бизнеса новых русских, будь они кристально честные и безупречные по деловым качествам. Подход таков: как поставляла Россия на Запад свою нефть, газ, древесину и еще кое-что из сырьевых товаров, так пусть и продолжает в том же духе. Сколько наши внешнеторговые ведомства бьются с Комиссией Европейского союза, но, увы, не могут выйти на европейский рынок с российскими тканями, обогащенным ураном для ядерных реакторов и многими другими товарами, отнюдь не уступающими западным. С другой стороны, оттеснение России от активного участия в мировых экономических процессах, как сейчас говорят - глобализации, преследует коварную цель ее изоляции и торможения развития, в первую очередь промышленно-технического. К этому следует добавить стойкий атавизм подозрительности к бывшим советским, которые застряли где-то между государственной экономикой и рыночной и у которых пока еще сильная компартия... Все это вместе взятое создает ощущение, что вместо "железного занавеса" перед Россией опущен не менее непроницаемый "стеклянный занавес", когда мы друг друга хорошо видим, но все-таки остаемся по разные стороны...
Брюссель-Страсбург-Баден-Баден