0
807
Газета Стиль жизни Интернет-версия

19.04.2000 00:00:00

День, когда мы станем "программами"

Владислав Дунаев

Об авторе: Владислав Дунаев - корреспондент РИА "Новости", специально для "НГ-науки".

Тэги: наука


Этому роботу, созданному японскими специалистами, пока еще далеко до Моцарта. Но, согласно прогнозам Рэя Курцвэйла, ждать, когда различие между машинами и людьми станет практически неощутимым, осталось совсем недолго.

ЕСТЬ ли жизнь на других планетах? Действительно ли нас посещают инопланетяне? Летающие тарелки - реальность?

Существует человек, не просто отвечающий на эти вопросы утвердительно, но корректирующий, казалось бы, прочно устоявшиеся представления: "инопланетяне" и их "тарелки" давно среди нас, однако мы не способны их различать ввиду микроскопических размеров носителей интеллекта и соответственно их технологии. По мысли Рэя Курцвайла, развитие новейшей технологии, отмеченное постоянным стремлением к миниатюризации, отражает закон, не менее важный для определения будущего человечества, чем закон постоянного ускорения поступательного движения цивилизации, технологического развития, лишь самым первоначальным этапом которого явилось развитие биологических видов вплоть до носителя интеллекта - человека.

К 2072 году на практические рельсы встанет психоинженерия - развитие технологии в масштабе пикометров (10-12 м), а к 2099-му произойдет уже полное слияние человеческого мышления с миром машинного интеллекта. Большинство сознательных "существ" не будут иметь постоянной физической формы, получив возможность менять ее произвольно. Проблема продолжительности жизни перестанет существовать: все более совершенные электронные чипы восполнят износившиеся детали "интеллектуально-духовного" аппарата, сохраняя исконную "программу личности"; все более совершенные материалы обеспечат вечно "юную" телесную оболочку. Очевидно, что "смерть" станет возможной лишь вследствие уничтожения "программы личности" - либо по ее собственной воле (самоубийство), либо помимо воли таковой (убийство).

Интеллектуальные машины с "мозгом" из электронно-фотонных эквивалентов клетки человеческого организма, в основе которой лежит углерод, претендуя на духовность, объявят себя "людьми". Очень скоро количество способных самовоспроизводиться "людей-софтверов" значительно превысит численность настоящих белковых людей. Однако и среди последних значительная часть будет представлять собой комбинацию, поскольку в человеческий организм во все большем количестве будут вживляться имплантанты.

Еще долгое время имплантация будет оставаться делом дорогостоящим и, следовательно, доступным далеко не каждому. Вместе с тем безграничные "интеллектуальные", а следовательно, и физические возможности конгломерата "людей-софтверов" и имплантированных сделают все остальные человеческие ресурсы избыточными. К тому же не способная угнаться за умопомрачительными темпами интеллектуальных и прочих процессов в обществе компьютеров-гуманоидов, огромная масса лишних существ превратится в тяжкое бремя, раздражающее носителей компьютерного разума своей никчемностью и своими все еще "по старинке" требующими удовлетворения потребностями. Ясно, что судьба этих "никчемностей" окажется в прямой зависимости от характера общественного правления: более гуманное возьмет их на содержание, более прагматичное, скорее всего, уничтожит.

Все это - мир Рэя Курцвайла, прогнозы которого воспринимаются на первый взгляд как вызов и провокация, однако, по мнению многих специалистов, достойны серьезного внимания и более реальны, чем хотелось бы думать и верить.

Помимо того что концепция Курцвайла "адекватна самой себе", она вызвала серьезную дискуссию ввиду репутации автора, снискавшего в Соединенных Штатах славу "неугомонного гения", "мыслящей машины предельной мощности". Воспринимавшиеся поначалу как чистого рода фантастика прогнозы Рэя Курцвайла в области технологического развития за последние 15 лет неизменно подтверждались, будучи построены на логике научного мышления и технических знаний. Темой его первой книги-бестселлера стали "интеллектуальные машины". Новая работа "Век одухотворенных машин" вызвала столь большой интерес, что ей был посвящен семинар "Духовность и технология" Смиссониевского института США, проходивший в рамках программы научных конференций в связи с наступлением нового тысячелетия.

Представление о масштабах, разносторонности интересов и возможностях автора, выступившего на семинаре, который транслировался по образовательному каналу американского телевидения, отчасти дает следующий, далеко не полный "послужной список". В выпускном классе средней школы он получил из рук президента Линдона Джонсона научную награду за создание компьютера-композитора, произведения которого представительная комиссия приняла за неизвестные сочинения классиков XVI-XVIII веков. В 1972 г. Курцвайл разрабатывает программу оптимального подбора абитуриентов в соответствующего направления вузы, а в 1974 г. - программу оптического распознавания всех существующих печатных стилей; в 1975 г. им создан компьютер для слепых, озвучивающий любые тексты, в 1978-м - компьютер, способный переносить любую электронную информацию на бумагу, в 1982-м - "ворд-процессор", позволивший врачу "наговаривать" истории болезней. В 1983-м следует изобретение первого электронного инструмента, адекватно воспроизводящего всю сложную звуковую гамму рояля и оркестровых.

В 1996 г. появляется образовательная система Курцвайла, в основе которой - новое поколение программ "от текста к речи" для зрячих с речевыми недостатками, а также новые читающие аппараты "от речи к тексту" для глухих. Программы базируются на принципе сканирования, позволяющем представлять визуально и озвучивать страницы текста из любого печатного органа в оригинальном виде, включая цветные рисунки. Курцвайл уверен, что уже через 20 лет развитие указанного направления технологии приведет к созданию чипов-амплифайеров, вживление которых в человеческий организм ознаменует полное решение проблем слепоты и глухоты.

Именно в огромных возможностях новейшей технологии как надежды на избавление человечества от врожденных или приобретенных недостатков, болезней, а в конечном счете и от смерти Курцвайл видит основную причину обреченности любых попыток приостановить развитие в направлении, которое было задано технологической цивилизации.

Неизбежно наступление момента, утверждает Курцвайл, когда граница между человеком и компьютером окажется столь нечеткой, что человеку не останется ничего иного, как согласиться с претензией машины на обладание не только сознанием, но и духовностью. Человек сложен отчасти из-за борющихся внутри него целей - ценности и эмоции нередко конфликтуют друг с другом, что является неизбежным следствием способности человеческого мозга к высокому уровню абстрагирования. В своем развитии компьютеры, будучи в значительной степени моделями человеческого интеллекта, также приобретут способность формулировать цели в соответствии с теми или иными ценностями и эмоциями.

Хотя эти цели не обязательно окажутся точными слепками с их "человеческих" эквивалентов, сама по себе подобная способность заставит ответить на вопрос: имеем мы дело с думающей или всего лишь калькулирующей машиной? Обратившись в поисках ответа к методу сопоставления, мы должны будем ответить на другой вопрос: человек - думает или калькулирует? Ведь человек, мозг которого также подчиняется действию физических законов, в свою очередь, тоже является своего рода "машиной", хотя и чрезвычайно сложной. Станет ли "сознательным" искусственный интеллект, достигший всей сложности мышления человека? Ответить непросто, если учесть, например, возможность в недалеком будущем сканировать мозг того или иного человека с последующим перенесением всей его программы в компьютер: является ли возникший в результате такой операции искусственный интеллект дупликацией сознания конкретной человеческой личности? Ведь машина будет обладать той же человеческой памятью, той же историей жизни, той же "индивидуальностью"┘

Но и вполне "самостоятельная", не основанная на чьей-либо конкретной "программе личности" машина постепенно приобретет способность преследовать собственные цели, проявлять собственные, присущие лишь ей реакции, которые не обозначишь иначе, как "эмоции". Другими словами, у машины появится "свобода воли". Наконец, неизбежно наступит момент, когда такой искусственный интеллект объявит себя обладающим самостоятельным духовным опытом, "интеллектом одухотворенным", иными словами, "человеком", и нам (существам из углеродных нейронов), пишет Курцвайл, не останется ничего иного, как согласиться с этим.

Если прогнозы Рэя Курцвайла и на этот раз верны, остается несколько десятилетий, в течение которых человеческий интеллект все еще будет способен тягаться с интеллектом машины. Стоит поэтому воспользоваться отпущенным временем для того, чтобы попристальнее вглядеться в мир, где искусственный разум уже диктует свои законы.

Недавно в США разбиралось дело о письме с угрозой убийства, которое было послано по Интернету одному из оставшихся в живых жертв происшествия со стрельбой в школе Коломбайн. Защитник обвиняемого в качестве оправдания своего подопечного заявил: такие пользователи Интернета, как этот молодой человек, живут в мире виртуальности, так что и сам он в момент составления послания, и содержание этого послания не имеют отношения к реальной действительности, а следуют логике виртуального существования. Поэтому и судить его необходимо в соответствии с этой логикой, а отнюдь не по законам реального мира. Как известно, составляя для себя компьютерные игры, многие пользователи изображают себя в них лицами, совершающими насилие над самими собой и даже убивающими самих себя...

Термин "виртуальный" в наши дни стал одним из наиболее распространенных. Если понятие "искусственный" означает нечто копирующее действительность, то "виртуальный" означает нечто иллюзорное. Впервые попытки создания виртуального мира были предприняты еще в 60-е годы, когда НАСА в своих тренировочных программах использовало возможности компьютерной техники для создания иллюзии участия в реальных военных операциях. Возможности виртуального мира только начинают раскрываться, однако уже сегодня этот мир чрезвычайно объемен. Уже сегодня, при все еще крайне ограниченных возможностях виртуального мира, многие начинают предпочитать его миру реальному.

Нетрудно представить, какие формы примет человеческое существование к концу века, когда вживление в организм человека амплифайеров обеспечит ему способность свободно перемещаться в пространстве, погружаться во все природные стихии, встречаться и общаться с любым другим, где бы тот ни находился, ощущая это общение во всей его чувственной полноте, по желанию усиливая многократно наслаждение от общения, наконец, выбирать себе в партнеры абсолютно любого, "вызывая" его виртуальный образ и придавая самому себе также любой желаемый облик. Человек, подключенный к компьютеру, человек-"программа"┘ Почему бы ему не стать постепенно размером с молекулу, коль она будет способна вместить в себя богатейший "дата-бэйз"?

Так посещают ли нас инопланетяне?

Если верить прогнозам Рэя Курцвэйла, человечество ответит на этот вопрос в конце XXI века, когда процесс миниатюризации транзисторных чипов позволит человеку принять размеры, позволяющие общаться с инопланетянами на равных.

Сан-Франциско


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1109
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
684
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1328
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1329

Другие новости