В России найдется немного научных центров, которые собирали бы исследователей, интересы которых лежат в такой редкой в наши дни области, как история мирового гностицизма. Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М.И. Рудомино в 1994 году стала инициатором проведения международной выставки "500 лет гнозиса в Европе", которая представила собранные как в западных, так и российских государственных и частных собраниях манускрипты, раритетные издания, рукописи, посвященные гностическим интенциям в различных философских и религиозных сообществах, движениях, направлениях философской мысли прошлых веков. Тогда же с большим успехом прошла первая международная научная конференция по изучению гностицизма. Именно это событие и послужило началом многолетних усилий библиотеки по выявлению и собиранию научных сил России, работающих в этом направлении.
На ежегодной, шестой, научной конференции "Россия и Гнозис" были прочитаны доклады по истории раннехристианского гностицизма, различных европейских религиозных движений, в основе которых лежали гностические идеи и настроения, а также о духовных исканиях русских философов Серебряного века.
Без преувеличения, событием последней конференции "Россия и гнозис" стало выступление Марианны Казимировны Трофимовой, выдающегося русского ученого, которая известна как талантливый и тонкий переводчик египетских гностических текстов известной библиотеки Наг-Хаммади. В советские годы эти переводы христианских апокрифов пользовались такой популярностью, что в библиотеках книги Марианны Трофимовой пропадали, страницы вырезались, и в лучшем случае в фондах оставались лишь ксерокопии.
Николай Шабуров, известный специалист в области происхождения и истории герметизма, европейской герметической традиции, проанализировал текст "Поймандра", первого трактата Герметического корпуса, известного в Европе с середины XV века, с точки зрения происхождения его основных идей и предложил слушателям возможности его толкований.
Тема "Гносис и ритуал" стала поводом для научной дискуссии, где обсуждались такие темы, как древнеиудейская апокрифическая литература, гностические реминисценции в святоотеческом наследии и философские гностические параллели в трудах западных мыслителей Средневековья и Возрождения.
Известный петербургский исследователь истории гностических исканий первых веков христианства Роман Светлов рассказал о состоянии научных разработок, касающихся истории катаров, о самом учении этого средневекового еретического движения. Отзвуки манихейского гностического мировоззрения в учениях павликиан, богомилов и катаренов, его распространение в западных и южных территориях Европы стало поводом для многочисленных параллелей, ассоциаций и предположений, прозвучавших в докладе.
Ведущий конференции священник Георгий Чистяков, являющийся с недавнего времени параллельно с основной церковной деятельностью директором Научно-исследовательского центра религиозной литературы и изданий русского зарубежья ВГБИЛ, в своих комментариях уделил значительное место вопросам истории русской философии и истории ХХ века, истокам нетрадиционных положений в богословских трудах мыслителей русского зарубежья.
С докладами о языческих и христианских памятниках русской истории, о старообрядческих книгах, архаичных алфавитах, распространенных на территории дохристианской Руси, о некоторых иконографических сюжетах выступили Евгений Лазарев и Роман Багдасаров.
Сильную реакцию аудитории вызвал доклад Алексея Козырева, представлявшего на конференции московскую университетскую науку. Центром его сообщения, вокруг которого группировался весь материал, была духовная эволюция о. Сергия Булгакова. Рассказ о философских дискуссиях 1930-х годов в интеллектуальной среде русской эмиграции был исчерпывающим по охвату фактического материала, богатым на научные ассоциации, сближения идей, их определяющей или незаметной роли в целостных мировоззренческих системах.