ВПЕРВЫЕ село Грузино упоминается в древних рукописях 500 лет назад. Тогда об этом местечке мало кто знал. Сегодня о нем мало кто помнит. А вот два века назад о Грузино знала вся элита России. Ибо жил тут могущественный граф Аракчеев.
Здесь, на правом берегу Волхова, Алексей Андреевич построил усадьбу версальского типа. Осушил болота, обсадил дороги дубами, липами и березами, создал парк с аллеями, оранжереей, проточными прудами, шлюзами и плотинами, с архипелагом островов, украшенных ажурными беседками, колоннами, монументами и искусственными гротами.
На одном из островов "всей России притеснитель, губернаторов мучитель", весьма неравнодушный к женскому полу, выстроил павильон с соблазнительными картинками непристойного содержания, которые закрывались зеркалами с помощью специальных механизмов. Для своей любовницы крестьянки Настасьи Минкиной, привязавшей к себе графа на четверть века, он построил возле своего дворца флигель, украшенный резьбой и зеркальными стеклами, и провел к нему подземный ход. Графская фаворитка за жестокость была убита дворовыми людьми. Похоронил ее Аракчеев рядом со своей заранее подготовленной могилой. Говорят, долгое время на мраморных плитах проступала кровь Настасьи, которую односельчане считали колдуньей.
Пережил граф смерть и второй своей любви - императора Александра I. В двухэтажном аракчеевском дворце были специальная Синяя александровская комната для царя (он приезжал в Грузино 11 раз), а также его многочисленные скульптуры и бюсты. В Белой мраморной гостиной стояли большие мраморные часы, собранные на заказ в Париже. Они украшали бюст царя, ниже которого была фигура Аракчеева, склонившего в печали голову. Каждое утро в 10 часов 50 минут (время смерти Александра I) часы троекратно играли траурный марш.
Обожание Аракчеевым императора было беспредельно. Граф внес 50 тыс. руб. в заемный банк на 93 года, чтобы к столетию со дня кончины самодержца, то есть к 1925 г., Академия словесных наук подвела итоги конкурса на лучшее сочинение по истории царствования императора Александра I и по-царски наградила его победителя. К тому времени капитал должен был составить 1 918 960 руб. Три четверти суммы полагались лучшему летописцу, а четверть - на издание "оной истории в самом лучшем виде тогдашнего времени книгопечатания с приложением гравированного портрета Александра I и пояснительных для истории планов и карт" тиражом 10 тыс. экз., а также на премии "второстепенным" сочинителям и переводчикам книги на немецкий и французский языки. Продавать книгу предполагалось по себестоимости, чтобы и бедные россияне могли иметь историю того "государя, который возвеличил страну и освободил от порабощения Европу".
Под строками аракчеевского завещания (оно было написано графом на страницах Евангелия, которое хранится ныне в Грановитой палате Новгородского кремля) рукой Николая I начертано: "Быть по сему. Николай. Царское село. 30 сентября 1833 году".
Но "быть по сему" не получилось. В 1925 г. были уже другие времена. На месте усадьбы создали музей дворянского быта, разрушенный впоследствии немцами при оккупации. Могила графа сохранилась, так как склеп размещался под плитами собора, но только до 1955 г., когда в нее проникли мародеры. В прошлом году археологи нашли останки графа. Антропологи уже идентифицировали их.
В этом году тело графа планируют торжественно перезахоронить. Администрация Чудовского района Новгородской области планирует помпезные торжества и установку на могиле графа восьмиметровой стелы. Пока что денег на мероприятие не нашли. Но, как любил повторять граф Аракчеев, "мы все сделаем: от нас, русских, нужно требовать невозможного, чтобы достичь возможного".
Великий Новгород