Валентин Серов. Портрет Мики Морозова, внука Варвары Морозовой. 1901 г. |
ЕЩЕ В НАЧАЛЕ 90-х годов недалеко от метро "Кировская" (ныне "Чистые пруды") стояло небольшое здание интересной архитектуры - Тургеневская библиотека-читальня, по которой и получила название Тургеневская площадь. Но в одночасье, по прихоти одного из представителей властей предержащих, здание было уничтожено...
13 сентября 1883 г. на имя городского головы поступило заявление от Варвары Алексеевны Морозовой о намерении пожертвовать Московскому городскому общественному управлению 50 000 руб. на учреждение читальни в память незадолго перед тем скончавшегося Ивана Сергеевича Тургенева. Бесплатная читальня должна была давать "возможность пользоваться книгами тем слоям городского населения, которым по состоянию их средств существующие библиотеки недоступны". По проекту архитектора Чичагова было возведено здание библиотеки. В январе 1885 г. после освящения читальня была открыта. Среднее количество посетителей в день - 271 человек. Среди читателей были в основном мужчины, доля женщин не превышала 8%.
Основательница библиотеки-читальни Варвара Алексеевна Морозова была дочерью известного мецената, библиофила, собирателя рукописей и старопечатных книг Алексея Ивановича Хлудова. Род свой Хлудовы вели от Ивана Ивановича - ткача-кустаря из Егорьевска Рязанской губернии. Обладая большим природным умом, редкой предприимчивостью и огромным трудолюбием, Иван Хлудов и его сыновья достигли значительного материального достатка и завели торговое дело в Москве, приписавшись к купцам. Варвара Хлудова родилась уже в Москве, в 1848 г., систематических знаний не получила, но благодаря природной настойчивости сама занялась своим образованием. В ее дневниковых записях юношеской поры можно найти строки о большом желании заниматься просветительской работой. Желание это было реализовано сполна. Да и не только этим родом благотворительной деятельности суждено было заниматься Варваре Алексеевне "во взрослой жизни".
Легким ее жизненный путь назвать нельзя. Много испытаний выпало на долю Варвары Хлудовой, в замужестве Морозовой. Замуж ее выдали рано. Муж - Абрам Абрамович Морозов - приходился супруге дальним родственником. Так причудливо и не случайно пересекались именитые купеческие династии. Брак счастливым не назовешь. Абрам Морозов был человеком малообразованным, с упрямым характером и зачатками тяжелой психической болезни, которая быстро прогрессировала и задолго до старости свела его в могилу. В 34 года Варвара Морозова осталась вдовой, имея на руках троих сыновей. Еще до того, как болезнь сделала Абрама Абрамовича невменяемым, он составил завещание на имя жены и сыновей с роковым условием: вторичное замужество лишает Варвару Алексеевну всего ее состояния. А состояние было огромным. Вторично замуж она не вышла, несмотря на большую многолетнюю и взаимную любовь к известному и уважаемому в Москве человеку - экономисту и публицисту Василию Михайловичу Соболевскому.
Простив мужу условия завещания, В.А. Морозова вскоре после его смерти в память о нем решила употребить часть денег на строительство психиатрической клиники. Эта клиника фактически положила начало формированию клинического городка на Девичьем поле, который существует и по сей день. Сейчас это всем известный комплекс клиник в районе Большой и Малой Пироговских улиц. На земле, приобретенной в районе Олсуфьевского и Божениновского переулков, была отстроена, а также полностью оборудована клиника. Затраты на строительство и оборудование составили более 500 000 руб. Клинике хотели присвоить имя самой Варвары Алексеевны, но она отклонила предложение, пожелав, чтобы клиника носила имя Абрама Абрамовича, о чем и свидетельствовала мраморная доска (с 1938 г. клиника им. С.С. Корсакова). Местность, приобретенная Морозовой, граничила с усадьбой Льва Толстого. Рассказывают, что Лев Николаевич посещал клинику, говорил с врачами и пациентами.
В том же клиническом городке по инициативе Морозовой было выстроено здание института для лечения опухолей. Когда Варваре было 6 лет, от онкологической болезни умерла ее мать. В память о ней, желая облегчить участь страдавшим тем же недугом, Морозова организует постройку и обзаведение этого института. В 1898 г. она вместе со своими сыновьями жертвует 150 000 руб. Раковый институт, прозванный "Морозовским", был открыт в 1903 г. Ныне онкологический институт, который носит теперь имя П.А. Герцена, располагается в другом месте, а здесь находится НИИ медицинской паразитологии и тропической медицины.
Но не только в Москве известна была Варвара Алексеевна своей благотворительной деятельностью. После смерти мужа она наследует огромную текстильную фабрику в Твери - Тверская мануфактура была крупнейшей среди текстильных предприятий не только в Тверской губернии, но и во всей России. Варвара Морозова обладала практичностью и деловитостью, хорошо ориентировалась в коммерческих делах. Управление Тверской мануфактурой осуществляла твердой рукой. Но проводя жесткую политику управления, Варвара Алексеевна не забывала и об улучшении бытовых условий жизни фабричных рабочих, и о благотворительных делах, вершившихся в ставшем для нее родным городе Твери. Интересен документ, называющийся "Сведения о размерах производства фабрики, представленные Правлением Товарищества на Всероссийскую промышленную и художественную выставку 1896 г. в Нижнем Новгороде", дающий представление о мануфактуре времени правления Варвары Морозовой. Вот некоторые выдержки из него:
"Количество занимаемых рабочих: мужчин - 3944, женщин - 2047, детей - 59 человек.
Число рабочих часов в сутки у мужчин и женщин, смотря по роду работ - 8, 9, 11, 12, у детей - 8 час.
При фабрике имеются бесплатные: школа 4-годичного курса, рассчитанная до 1500 учащихся с классом кройки и рукоделия; больница на 80 кроватей, при коей состоят 2 постоянно живущих врача, 2 фельдшера и 1 фельдшерица; родильный приют на 20 кроватей, при нем 1 постоянно живущая акушерка; богадельня, в коей проживают 13 престарелых рабочих; колыбельная на 85 детей с прислугой, няньками и смотрительницей (что-то типа наших яслей, воспитательниц называли "детскими садовницами". - Н.К.); приют на 35 детей-сирот.
Предпринято размещение рабочих в особых колониях, для чего уже по сие время имеются выстроенными 40 отдельных домиков на 4 семьи каждый, с отведенной для каждого домика землею в 180 кв. саж. с садом и огородом. Кроме того, за последнее пятилетие выстроены 4 новые каменные казармы усовершенствованного типа с новейшею системой отопления и вентиляции. Все жилые помещения рабочих в санитарном отношении находятся под наблюдением фабричного и медицинского персонала".
Морозова искренне считала себя благодетельницей рабочих. Во время стачек и забастовок на мануфактуре (они случались и до ее правления) всегда стремилась сама выяснить и уладить возникавшие конфликты и искренне удивлялась неблагодарности и ожесточению забастовщиков. Ведь когда зачинщики подвергались допросу в полиции, на вопрос об образовании они отвечали: "...учился при фабрике Морозовых", "...воспитывался на счет фабрикантов Морозовых".
С годами фабрика расширялась, число рабочих увеличивалось, и вновь возникала нехватка жилых, лечебных и просветительских учреждений и строений. В 1910 г. общее собрание пайщиков мануфактуры постановило перечислить на эти цели 580 000 руб. Начинается строительство, и уже в 1913 г. появляется самая большая казарма при фабрике. Она получила название "Париж" и зависть тех, кто не проживал в ней.
С 1892 г. директором-распорядителем на мануфактуре был Иван Абрамович - средний сын Варвары Алексеевны. Он один из трех сыновей стал продолжателем семейного дела. По его инициативе двумя годами ранее при фабрике был построен Народный театр для рабочих (как и казарма "Париж", здание театра выполнено в стиле "модерн" и построено одним и тем же архитектором - В.К. Терским. Оба сооружения великолепно смотрятся и по сей день). Поначалу заведение называлось "Чайная и зал для спектаклей". Зал предназначался для разрешенных царской цензурой небольших спектаклей, а главное - для "духовых концертов" для рабочих. Однако театральные зрелища завоевывали все большую популярность, и в 1902 г. здание стало называться "Театр и при нем чайная". Малоприятной была роль этого здания для хозяев мануфактуры в 1905 г., когда оно превратилось в место революционных собраний. По требованию властей театр был закрыт. Озлобленный беспорядками на фабриках, Иван Морозов выполнил это требование с удовольствием.
По-разному сложились судьбы сыновей Варвары Алексеевны. Но, безусловно, каждый из них оставил свой след в истории рода. Так, Иван известен как коллекционер, один из самых знаменитых московских меценатов. Всем москвичам - любителям живописи - хорошо знаком дом на Пречистенке, 21, здание Академии художеств. Он был построен вскоре после пожара 1812 г., а в 1900-х, когда владельцем стал Иван Абрамович, был перестроен так, чтобы там смогла разместиться коллекция живописи. К 1917 г. она насчитывала уже более 100 работ русских художников и около 250 произведений новейшей французской живописи. Ныне картины русской школы из коллекции находятся в Третьяковской галерее, французской живописи - частично в Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, частично - в Эрмитаже.
Коллекционером был и старший сын Михаил. Он собрал великолепную коллекцию западной живописи, хотя в его собрании находилось немало картин знаменитых русских художников, таких, как Суриков, Левитан, Перов, Коровин, Серов. Особенно любил Михаил Абрамович творчество художника Серова. Серовым были написаны портреты самого Михаила, его брата Ивана, жены Ивана Абрамовича и детей Михаила Абрамовича. Самой удачной и известной стала картина "Мика Морозов", находящаяся сейчас вместе с другими в Третьяковской галерее. Всего в коллекции Морозова насчитывалось 60 икон, 10 скульптур и около 100 картин. После смерти Михаила Абрамовича его вдова, Маргарита Кирилловна, в соответствии с желанием мужа передала собранную им коллекцию в дар Третьяковской галерее. В делах управления фабрикой Михаил принимал минимальное участие, причем занял жесткую позицию, выступая против намерений матери и среднего брата улучшить положение фабричных рабочих.
Абсолютно не принимал участия в родовом текстильном деле младший сын Арсений, красавец, балагур, страстный охотник. Зато удивил и "порадовал" всю Москву постройкой неординарного сооружения на Воздвиженке - замка в испано-мавританском стиле (ныне "Дом дружбы", Воздвиженка, 16).
К 1917 г. на мануфактуре перерабатывалось около 600 тыс. пудов хлопка и выпускалось более полумиллиона пудов готовой пряжи. Ткацкая фабрика вырабатывала столько же суровья. Ситцевая фабрика выпустила более 60,1 млн. метров готовых тканей. На всех производствах Тверской мануфактуры было занято 17,8 тыс. человек. При фабриках находилось 11 благотворительных заведений Товарищества: больница, театр, библиотека, богадельня, дом призрения, аптека, санаторий, лазарет, родильный приют, колыбельная, училище, школа рукоделий. Эти заведения пользовались отчислениями Морозовых до 1918 г. При детском приюте с 1913 г. по 1920 г. организовывались продовольственные дни для детей прислуги, надзирателей и служащих. Построенному в 1899 г. ремесленному училищу при фабриках Товарищества для детей рабочих и служащих Морозовы ежегодно жаловали от 7 до 35 тыс. рублей. При Товариществе в 1910 г. был отстроен дом призрения, а в 1913 г. на средства фабрикантов открывается санаторий в Гаграх для больных туберкулезом.
Морозова одна из первых попыталась создать в Твери внепартийный женский союз для женщин всех сословий. В Москве была председателем Московского женского клуба, активно поддержавшего идеи и деятельность партии "Народной Свободы", являлась членом кадетской партии, на ее средства издавалась либеральная газета "Русские ведомости", редактором которой был В.М. Соболевский. К ней в дом, на Воздвиженку, 14, приходили революционеры, просили денег, спускали их в картежной игре, приходили снова, просили, а иногда и требовали.
В 1897 г. в арендованном здании на Пречистенке В.А. Морозова открыла общедоступные бесплатные вечерние курсы ("пречистенские") для рабочих при техническом обществе, привлекала в качестве преподавателей видных ученых и деятелей искусства. В 1908 г. для курсов было построено трехэтажное здание в Нижнем Лесном (ныне Курсовом) переулке. Здание сохранилось. В 1919 г. курсы были преобразованы в рабфак, носивший имя Николая Бухарина, который одно время направлял работу революционных кружков. Курсы являлись их нелегальным представительством. Варвара Алексеевна, помимо преподавателей, входила в состав правления курсов. Трудно предположить, что она не знала, что творится в стенах ее заведения.
Но не только люди зрелого возраста благодаря Варваре Алексеевне могли повышать свой общеобразовательный и профессиональный уровень. В 1877 г. она учреждает ремесленные классы. В ремесленные классы принимали мальчиков для обучения столярному и слесарному делу. Курс обучения каждому ремеслу - четырехлетний. Кроме изучения ремесла дети обучались также общеобразовательным предметам с целью пополнения полученного ими общего образования. Сначала училище располагалось в наемных помещениях, а затем для них было куплено владение, в котором построено специальное здание для училища и квартир учащихся (на современной Бакунинской улице). На приобретение этого владения и на постройки в нем учредительницей было затрачено около 150 000 руб.
В 1897 г. В.А. Морозова пожертвовала сумму в 10 000 руб. на постройку здания женского начального училища.
Варвара Алексеевна Морозова умерла в 1917 г., перед революцией. В своем завещании передавала большую часть своего состояния - пай "Тверской мануфактуры" - рабочим фабрик.