0
2316
Газета Стиль жизни Интернет-версия

24.03.2000 00:00:00

Наследство из Калькутты

Тэги: Армения


Армянская церковь в Ростове-на-Дону.

УКАЗОМ Екатерины II в 1779 г. аннийские армяне были переселены из Крыма на Дон. Завершился их многовековой скорбный путь. Переселенцы собрались на отведенной им земле и на месте будущей центральной площади нового города объявили грамоту об основании Нахичевани, что с армянского означает "Первый привал". Город на Дону был назван в память о старинном кавказском городе Нахичевани, отнятом персами у армян. В первой половине XIX века Нахичевань-на-Дону по благоустройству и торгово-промышленным возможностям была одним из значительных городов Новороссии. В дальнейшем с еще большим размахом стал развиваться ближайший сосед Нахичевани - город Ростов. В первые годы советской власти Нахичевань вошла в состав Ростова-на-Дону. Сегодня это Пролетарский район города, в котором проживают 17 тысяч армян. Армянская община Ростова считает себя правопреемником Нахичевани, что подтверждают имеющиеся у нее юридические документы. Возглавляет общину известный на Дону предприниматель, депутат городской Думы Эдуард Вартанян.

У входа в храм.
Фото Дениса Тамаровского (НГ-фото)

* * *

В первые годы своего существования на Дону нахичеванцы обратились к другим армянским колониям с призывом оказать им помощь в обустройстве жизни, создании школ, налаживании просвещения. На этот призыв горячо откликнулись армяне Индии, возглавлявшие в конце XVIII века армянское освободительное движение. Среди них был и Масех Бабаджан (Абдул Масех Мартирос). О нем сохранились лишь те сведения, которые он оставил в своем завещании от 30 мая 1794 г.: "Христианин, армянин родом из города Амадана, купец, в настоящее время проживаю в Индии в городе Калькутте, что под властью Англии. Считая все свое достояние состоящим из шестнадцати долей, восемь завещаю и целиком отдаю на благоустройство армян города Нахичеван Азовского уезда. Две доли из этих восьми - школе, две больнице, две дому нищих и еще две детскому приюту в искупление моих грехов и в утешение моего народа, чтобы там среди них осталась моя память. Шесть долей из остальных восьми оставляю в городе Калькутте. Остальные две доли оставляю странникам, которые в Калькутту прибудут из Армении, армянам и людям странствующим и нуждающимся, которые окажутся здесь".

"Достояние" Масеха Бабаджана достигало 100 тыс. рупий. Назначенные им распорядители обязаны были в январе каждого года пересылать определенную сумму нахичеванским благотворительным учреждениям. О завещании Масеха Бабаджана в Нахичевани узнали лишь в 1818 г. В 1828 г. нахичеванские армяне написали в Индию официальное письмо по поводу денег, им завещанных. Но ответа на него так и не последовало.

В 1840 г. издававшийся в Индии армянский журнал "Азгасер" опубликовал завещание Бабаджана, чтобы привлечь внимание общественности к этой важной для нахичеванских армян проблеме. В 1859 г. выдающийся армянский публицист и поэт Микаэл Налбандян опубликовал статью "Национальное наследство" о завещании индийского армянина. Он писал, что бедствующие армяне новой Нахичевани вызывают сострадание. Налбандян поднял вопрос о необходимости послать в Индию на законном основании представителя нахичеванских армян, который на месте занялся бы завещанием Бабаджана. Этим делегатом вместе с одним купцом был вскоре избран сам Налбандян. В начале 1861 г. Микаэл, так и не дождавшись купца, занятого своими делами, выехал в Лондон, где в министерстве иностранных дел удостоверили его полномочия. По прибытии в Индию он был представлен председателю городского управления Чарлзу Хагу.

В Калькутте Микаэл Налбандян стал собирать нужные сведения, встречаться с осведомленными армянскими адвокатами, знающими английские законы. Те предупредили его, что Хаг полюбовно не отдаст наследство, поскольку 5% доходов получает сам. Убедившись, что без суда не обойтись, Налбандян обратился к законоведу армянину Погосу, который перевел документы на английский язык и придал делу официальный характер. Заседавший в течение трех месяцев Верховный суд Западной Бенгалии объявил свое решение по иску полномочного представителя Нахичевани к председателю городского управления Калькутты Чарлзу Хагу. Суд постановил, что Нахичевань-на-Дону является истинным наследником Масеха Бабаджана и имеет право получать половину всех его доходов согласно завещанию каждый год, начиная с 1797-го - года смерти завещателя. Получив 60 тыс. рупий, половину завещанных денег (вторую половину должны были переслать ему в Англию), Налбандян уехал из Калькутты, поскольку резко ухудшилось его здоровье. 10 июля 1862 г. он прибыл в родную Нахичевань, где его радостно встретили. Умер Микаэл Налбандян в 1866 г. - сказалась нелегкая поездка в Индию.

Выплаты с завещания Бабаджана еще долго поступали в Нахичевань-на-Дону. Посланные из Индии деньги общественный фонд направлял на строительство и содержание больниц, школ, приютов. Несколько поколений нахичеванских армян получили образование в лучших учебных заведениях России и за границей. Значительные суммы шли на благоустройство города. Деньги поступали на имя городского главы Нахичевани, как это было отмечено в завещании, который передавал их в попечительский совет.

Но уже в начале XX века деньги начали поступать нерегулярно. А потому в конце 1912 г. попечительский совет Нахичевани уполномочил доктора биологии Бедельяна поехать в Индию и выяснить причину задержки. Телеграммы Бедельяна из Индии охотно цитировала местная нахичеванская газета "Приазовский край":

"17 января 1913 года. Бедельян вчера прислал телеграмму из Калькутты председателю попечительства о том, что следственная комиссия удовлетворила ходатайство церковного попечительства о признании за ним юридических прав на завещание имущества покойного Масеха Бабаджана. Словоговорение в калькуттском суде состоится на следующей неделе".

"27 февраля 1913 года. Высший калькуттский суд признал имение покойного Бабаджана, находившего в Калькутте, принадлежащим нахичеванскому церковному попечительству и выдал документы об утверждении попечительству право наследования".

Накопившиеся за пять лет деньги в сумме 10 тыс. руб. были получены Бедельяном и переведены в Русско-азиатский банк в Ростове. В дальнейшем полагающиеся суммы вплоть до Октябрьской революции Нахичевань ежегодно получала через этот банк.

"В советское время вопрос, касающийся наследства Масеха Бабаджана, нам, нахичеванским армянам, был как бы не с руки, - рассказал корреспонденту "НГ" член нахичеванской армянской общины Эдуард Чинчан. - Не позволяла мораль: как это мы, советские люди, будем требовать деньги у нищей Индии? Хотя мы твердо убеждены, как, впрочем, и тогда, что наследство индийского купца ждет нас, нахичеванских армян. Такова была воля покойного. Сегодня наследство Бабаджана, как и 200 лет назад, крайне нужно армянской общине. Необходимо обустраивать Нахичевань - нынешний Пролетарский район Ростова. Когда-то это был богатый прекрасный город. Сегодня здесь увидишь покосившиеся домики, заброшенные производственные корпуса. Необходимо отремонтировать дом армянской общины, который долгое время находится в запустении. Нужно открыть армянскую школу. Это должно быть современное, с квалифицированными кадрами учебное заведение, где дети учили бы родной язык, историю Армении, где узнавали бы о ее культуре, национальных героях, обычаях и традициях...".

Проблем за годы советской власти у армян Дона накопилось немало. Самой общине решить их не под силу. Установить правопреемство нахичеванской армянской общины на наследство Масеха Бабаджана несложно. Но нужно повторить путь доктора Бедельяна, который в 1913 г. сумел решить проблему с получением денег по наследству. А все потому, что в свое время в британском суде Микаэл Налбандян доказал принадлежность части дохода от завещанной Бабаджаном недвижимости армянской общине Нахичевани. По канонам британского права, прошедшее однажды через суд дело автоматически имеет юридическую силу, хотя бы и по прошествии 100 лет. По твердому убеждению членов нахичеванской армянской общины, деньги от наследства Бабаджана вот уже более 80 лет накапливаются для них в далекой Индии. Но будет ли легко их получить?

* * *

"Я, вышеупомянутый сын Масеха, в здравом состоянии при трезвой мысли и здоровыми органами чувств утвердил настоящее завещание своей подписью. В искупление моих грехов и в утешение моего народа, чтобы среди него оставалась моя память..." Это строки из завещания Бабаджана, армянского купца из Индии. Знал бы он, сколько труда нужно затратить, чтобы получить положенную долю наследства от его некогда великого богатства.

Ростов-на-Дону


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1696
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1056
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
767
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1046

Другие новости