В ХРАМЕ Василия Блаженного (Покровский собор) на Красной площади открылась выставка из цикла "Сбережено монастырями России" под названием "Александровская Слобода. Забытая столица".
Продолжая начатый исторический цикл, Государственный исторический музей и Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник "Александровская Слобода" на этот раз решили показать необычную и яркую судьбу Александровской Слободы. Ее исторические корни уходят в далекий XVI век, когда там была построена в 1513 году официальная загородная резиденция московских государей. А уже в 1564 году благодаря царю Ивану Грозному она превратилась в фактическую столицу Российского государства. Именно здесь, чтобы усилить свою державную власть и осуществлять преобразования, Грозный учредил знаменитую опричнину, которая творила скорый суд и расправу. Находясь в Александровской Слободе, царь Иван IV завершил объединение государства и правил отсюда страной почти 17 лет. Только после страшной трагедии, когда царь в припадке гнева убил своего старшего сына Ивана, он покинул свою любимую Слободу, и она некоторое время находилась в забвении.
Иван IV, ориентируясь на византийские идеи и обычаи, превратил этот уголок Руси в один из крупнейших центров русской культуры.
Живой интерес к бывшей царской резиденции был проявлен в ХVII веке новым царствующим родом Романовых. Здесь побывали почти все цари, многие из которых сделали богатые вклады в Успенский монастырь и храмы Слободы.
Небольшое помещение ризницы Покровского собора удачно сконцентрировало то малое количество предметов ХVI - начала XIX века, которые помогают проследить непростой исторический путь Александровской Слободы и соприкоснуться с ее удивительной судьбой. Центральное место на экспозиции заняла парсуна государя всея Руси Ивана IV Грозного кисти неизвестного художника конца XVII - начала XVIII века. Тему правления Грозного продолжает поддон от подсвечника XVII века. На нем в резном клейме одно из немногих изображений опричника с его атрибутами: песьей головой и метлой, означавшими выискивание измены и выметание ее из страны.
Особое место на выставке занимают вклады, сделанные родом Романовых, среди которых братина XVII века - вклад царя Алексея Михайловича на помин души царицы Марии Ильиничны. Привлекает внимание и напрестольный крест, украшенный жемчугом, бриллиантами, изумрудами и рубинами, - вклад царицы Наталии Кирилловны в Успенский девичий монастырь для своего многолетнего здравия и сына своего государя великого князя Петра Алексеевича и внука царевича Алексея. Изысканный вкус, безупречность композиции и гармония цвета присущи выставленным иконам "Избранные святые" и "Богоматерь Иверская".
Нельзя не обратить внимания и на напрестольное Евангелие 1689 года, которое поражает своими размерами. Оно отпечатано на "полном александрийском листе" и расписано красками и золотом от руки.
Символично и то, что именно в соборе, который был построен Грозным в XVI веке на Красной площади, проходит выставка из города, который он превратил в свое время во временную столицу государства.