В #3 ПРИЛОЖЕНИЯ "НГ-дипкурьер" за 1999 год была опубликована статья "Следующая война будет не за землю, а за воду", автор которой отмечает тяжелое положение с обеспечением пресной водой населения и сельского хозяйства ряда стран Ближнего Востока и что дефицит питьевых ресурсов может стать тормозом на пути урегулирования конфликта между Израилем и Сирией.
Действительно, это сложная мировая проблема. Не случайно вице-президент Всемирного банка Исмаил Серагельдин, прогнозируя осложнения, которые могут возникнуть из-за нехватки воды, отмечал, что "если вооруженные конфликты нынешнего столетия нередко возникали из-за нефти, то кровавые конфликты будущего века будут вспыхивать из-за воды".
Дагестанский ученый и изобретатель, советник председателя президиума Дагестанского научного центра Российской академии наук Гамид Халидов - автор проекта, который реально способен разрешить проблему обеспечения питьевой водой стран с нехваткой собственных водных ресурсов. Только сейчас (в связи с получением Гамидом Юсуповичем патентов) появилась возможность подробно рассказывать о самом проекте "Живая вода" и найденных автором технических решениях.
Надо отметить, что ООН уже более 40 лет уделяет самое пристальное внимание проблеме питьевых ресурсов. Как известно, ООН объявила 22 марта Всемирным днем воды. В Австралии с 11 по 17 марта проходил Десятый всемирный водный конгресс, а с 17 по 21 марта ЮНЕСКО проводила в Гааге Второй мировой водный форум в рамках международной гидрологической программы. До конца года запланировано проведение лишь по линии ЮНЕСКО более 20 международных конференций, совещаний, семинаров, выставок. Такое внимание со стороны самой авторитетной международной организации в мире к вопросам обеспечения человечества водой не случайно.
Эксперты ООН представили данные, которые свидетельствуют о катастрофической ситуации, складывающейся с обеспечением населения Земли питьевой водой в ближайшие 25-30 лет. И это при том, что десятки институтов в десятках стран десятки лет занимаются различными аспектами этой огромной проблемы. Но кардинальных способов, указывающих пути решения этих проблем, до сих пор не предложено.
Впрочем, здесь уже можно говорить - "не было предложено до последнего времени". Гамид Халидов, российский ученый, нашел кардинальные решения, снимающие вопросы обеспечения питьевой (талой) водой всего человечества. Разработанные им технические решения, подтвержденные девятью патентами Российской Федерации и международными заявками (а значит, имеющие мировой приоритет), способны обеспечить доставку льда из Антарктиды, Гренландии, Аляски странам-потребителям. Причем себестоимость одного литра полученной изо льда воды ниже себестоимости одного литра воды, полученной, например, на атомных опреснительных установках.
Появилась реальная возможность обеспечить людей талой водой по низким приемлемым ценам в любой точке земного шара.
Проект "Живая вода" (технология получения питьевой воды из высокоширотных льдов) уже поддержали Российская академия наук, Министерство экономики, Министерство науки и технологий РФ.
По данным экспертов ООН, сегодня проблемы с водой испытывают около 250 млн. людей, через несколько лет они затронут 1 млрд., а к 2025 году - до 2/3 человечества, то есть 3-4 млрд. жителей планеты. Еще в 1970 году Всемирный банк реконструкции и развития принял решение о массированном инвестировании средств в технологии обессоливания морской воды как главного способа обеспечения нуждающихся стран питьевой и технической водой. Других конкурентоспособных проектов тогда не оказалось. Сегодня опресненной водой пользуются десятки миллионов человек.
Но перспективен ли этот путь для обеспечения водой 3-4 миллиардов людей в ближайшие 25-30 лет? Если учесть, что ежегодный перерасход атмосферного кислорода над его воспроизводством достиг 10 млрд. тонн, а расход органического топлива к 2000 году составит около 20 млрд. тонн условного топлива (как следствие - нарастающий парниковый эффект и прогрессирующее уменьшение концентрации кислорода в земной атмосфере), то продолжение строительства сотен и тысяч опреснительных станций и установок будет не просто неправильным решением, а трагической ошибкой, которая ускорит и углубит негативные процессы, происходящие с климатом нашей планеты.
Наиболее оптимальным решением в складывающейся ситуации будет освоение и использование человечеством огромных - многие триллионы тонн! - ледовых ресурсов Антарктиды, Гренландии, Аляски. Из всей имеющейся на земном шаре воды только 2,5% является пресной, причем две трети ее находится в виде льда в высоких широтах. В течение довольно продолжительного времени в мире появились разного рода проекты по его использованию. Речь, как правило, шла о трудноосуществимой буксировке из высоких широт айсбергов судами и низкорентабельной перевозке быстротающей ледяной крошки танкерами. Ни один из этих многочисленных проектов так до сих пор и не был реализован.
Гамид Халидов разработал принципиально иные подходы к решению этой проблемы и соответственно новые технологии, имеющие мировой приоритет. Целиком проект был защищен и одобрен на научных советах разного уровня и получил положительную оценку в Заключении государственной экспертизы #36 от 17.02.1999 г. Министерства науки и технологий Российской Федерации. В нем указывается на "важность и престижность для РФ оказаться инициатором проекта такого глобального масштаба, а также на очевидную заинтересованность нашей страны в получении миллиардных (доллары США. - О.С.) заказов на строительство специальных судов и оборудования".
Основные звенья предлагаемой технологии: заготовка многотысячетонных брусов льда на айсберге, спуск их на воду, погрузка на суда-тримараны оригинальной конструкции (ледовозы), транспортировка льда и его разгрузка в порту назначения в специальный ледоприемник, где поступающий извне теплый воздух растапливает лед, превращая его в талую воду. Поскольку сам воздух при этом охлаждается, появляется возможность его использования в бытовых целях (для кондиционирования помещений, например).
Выгруженный из ледовоза в воду, например в порту Джидда (Саудовская Аравия), брус льда подтягивается к причалу специальной конструкции мощными лебедками, установленными на берегу. Затем он попадает в желоб, по которому направляется в расположенный поблизости от берега "стадион-ледоприемник" с прозрачной крышей. Регулируя доступ солнечных лучей и горячего внешнего воздуха, можно получать на выходе требуемое для розлива количество холодной воды, а также охлажденный воздух.
Расчеты показали, что 50 тыс. тонн льда при таянии (в зависимости от собственной температуры) способны охладить на 20 градусов от 170 миллионов до миллиарда кубических метров горячего воздуха. Если учесть, что за день будут выгружаться 50-100 тыс. тонн льда, то, по-видимому, придется предусмотреть и рассчитать разделку брусов на части, что увеличит площадь поверхности льда и позволит регулировать процесс его таяния в ледоприемнике. Здесь возможны различные конструкции стационарных ледоприемников в зависимости от планируемой пропускной способности и варианты получения охлажденного воздуха и воды.
Найденные Гамидом Халидовым решения обеспечивают минимальные затраты на каждом технологическом этапе. А в итоге обеспечивается низкая себестоимость получаемой талой ("живой") воды - около 1 цента за 1 литр, конкурентоспособная с себестоимостью воды, получаемой на опреснительных установках. Но по оздоровительному эффекту, по воздействию на человека, по влиянию на урожайность сельскохозяйственных культур и плодовитость сельскохозяйственных животных и птиц "живая" вода никак не сопоставима с "мертвой" опресненной. Столь высокая рентабельность проекта обусловлена отсутствием платы за лед как за сырье, относительной дешевизной способов заготовки льда, погрузочно-разгрузочных операций и транспортировки, растапливанием льда за счет тепла Солнца в порту назначения.
Во избежание порожних рейсов возвращающихся обратно после доставки льда ледовозов предложено использовать новое плавсредство оригинальной конструкции, названное "баркон" (производное от "баржа" и "контейнер"), которое, совмещая часть функций и особенностей баржи и контейнера, само предназначено для размещения и транспортировки внутри трюма ледовоза. Барконы, в зависимости от конструктивного исполнения, могут использоваться для перевозки всех видов грузов - контейнеров, сыпучих материалов, леса, нефти, сжиженного газа и т. д.
Можно сказать, что комплект барконов после погрузки их в трюм ледовоза, полностью повторяя его конфигурацию, обеспечит заполнение и плотное прилегание в трюме. Использование барконов настолько снизит себестоимость литра талой воды, что сделает ее практически бесплатной.
Есть еще одна очень важная проблема, которую много лет с привлечением международных научных кругов пытаются решить правительство и деловые круги Саудовской Аравии. Речь идет о создании благоприятного микроклимата в местах размещения и передвижения паломников во время хаджа. Хотя рассмотрено множество проектов, ответ так и не найден. Гамид Халидов предлагает свой оригинальный вариант.
Представьте, от ледоприемника в Джидде по изолированным подземным трубам с помощью компрессорных станций холодный воздух подается в окрестности Мекки, где через распределительную сеть поступает в помещения и палатки паломников. Также с использованием навесных конструкций могут охлаждаться маршруты паломников по святым местам; возможно использование холодного воздуха и для охлаждения мяса, принесенных в жертву животных (до отгрузки по назначению). Расчеты показывают, что за время хаджа, в зависимости от времени года, потребуется 1-2 ледовоза водоизмещением по 50 тыс. тонн. Параллельно с воздухом может подаваться и вода. Думается, такое решение проблемы отвечает требованиям экономичности и фундаментальности подхода.
Для стран и территорий, расположенных в средних широтах, где нет высоких летних температур, а значит, и потребности в больших количествах охлажденного воздуха, нет необходимости в строительстве дорогих стационарных ледоприемников. Лед будет поступать на реализацию сразу после разделки бруса льда на более мелкие куски и в виде ледяной крошки.
По расчетам Халидова, для обеспечения потребностей человечества в воде в ближайшие четверть века потребуется свыше 2 тысяч ледовозов. Перевозимые этими судами миллионы, а затем и миллиарды тонн льда принесут здоровье миллионам людей (по данным ЮНЕСКО, более 80% болезней людей связано с питьевой водой низкого качества), и, вбирая в себя при таянии немало тепла из атмосферы, внесут свой вклад в стабилизацию климата на нашей планете.
Махачкала