19 МАРТА в Русской Православной Церкви праздник Торжества Православия. К сожалению, сегодня "самыми православными" нередко называют себя те оголтелые фундаменталисты, которые гордыней, ожесточением и обидой на весь мир отлучают себя от Христа. Люди смотрят на таких горе-православных и начинают говорить, что "Православная Церковь зря называется Православной". Но виновата не Церковь, а отдельные неразумные люди, отступающие от Христова духа мира, радости и любви. Не все знают, что слово "православный" первоначально означало тех, кто признает Христа Единосущным Сыном Божьим. В этом смысле православными имеют право называться даже католики и многие протестанты (баптисты и др.). Можно понять слово "православный" как "тот, кто правильно славит Бога". Правильно - значит добрыми делами и любовью. В этом смысле хороший католик или баптист опять-таки может называться православным. Поэтому праздник Торжества Православия нельзя понимать как направленный против христиан других конфессий. Он установлен в память о прекращении в VIII веке гражданской войны между иконоборцами и иконопочитателями. Обе воюющие стороны именовали себя православными, но сотворили много преступлений. Религиозный спор, как часто случалось в истории, служил для большинства воюющих лишь маскировкой политических интересов. Многие иконоборцы были связаны с военными кругами Византии, иконопочитатели были противниками усиления военных кругов. Воцарение мира было подлинной победой Христа. Принятый в результате догмат иконопочитания также носил примиряющий характер. Он узаконил иконопочитание, но отверг иконопоклонство: разъяснялось, что подлинное поклонение подобает не образу (иконе), а первообразу (в конечном счете Христу).
Политические интересы искажали нормальную жизнь Церкви не только во времена "иконоборческих" войн. Уступая этим интересам, Торжество Православия нередко толкуют как победу над неугодными: еретиками, инаковерующими и т.п. Такое толкование, противное духу христианского миролюбия, достойно печали. Еще более печальна ситуация, когда в угоду политическим целям одних христиан ссорят с другими, например пытаются поссорить православные Церкви между собой, а также с Католической Церковью и протестантскими Церквями. Вероятно, надо чаще вспоминать слова святого Филарета Московского: "Никакую Церковь, верующую, яко Иисус есть Христос, не дерзну я назвать ложною".
Поучительным напоминанием о неуместности межхристианских ссор выглядит случившееся в этом году совпадение в календаре Русской Православной Церкви праздника Торжества Православия с праздником Ченстоховской иконы Божией Матери. Эта икона находится в Польше и является одной из самых известных католических святынь. Выходит, что Православная Церковь почитает икону, которую многие именуют католической.