"ВЫСТАВКА, возвращающая нас к началу начал многовековой европейской культуры, наполняет сердце восторгом перед вечностью и красотой мира и человека, человека и Творца" - такие слова может прочитать в Книге отзывов посетитель выставки "Под сводами римских катакомб", экспонирующейся в одном из залов Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
На выставке представлены 107 акварельных копий раннехристианских римских фресок I-V вв., исполненных в конце прошлого века выпускником Петербургской академии художеств Федором Рейманом. Его редкий талант копииста заметил основатель Музея на Волхонке Иван Цветаев, когда искал кандидатуру для осуществления своего замысла по изданию атласа раннехристианских росписей. В течение 12 лет художник работал над созданием 117 акварельных листов. В специальной записке к великому князю Сергею Александровичу, председателю Комитета по устройству Музея изящных искусств имени Императора Александра III, Иван Цветаев писал: "Достигши точности в своих копиях, прославивши своим беспримерным подвижничеством Русское имя... и ставши в Риме особого рода знаменитостью... Рейман испортил в темноте катакомб свое зрение и нажил в душной, нередко сырой и холодной атмосфере тяжелые болезни..."
Иван Цветаев, занявшись организацией музея, мысль об атласе, к сожалению, вынужден был оставить. Акварели Федора Реймана частично входили в экспозицию музея в 1912-1920 гг., но настоящая выставка является первой попыткой научной публикации всей коллекции. Копии, созданные художником, уникальны по качеству и полноте подбора памятников. Со временем их значимость только возросла, так как сохранность многих фресок уже значительно ухудшилась в XX столетии, а некоторые из них безвозвратно утеряны.
Яркость, сочность красок, жизнеутверждающий пафос поражают в фресках, предназначенных украшать захоронения. Зрительный ряд расширяют аннотации глубокой философской проникновенности. Это цитаты из святых отцов золотого века христианского богословия - св. Ипполита Римского, Игнатия Богоносца, Климента Александрийского, Иоанна Злотоуста. А также цитаты римского писателя эпохи апологетов Марка Минуция Феликса.
Из аннотаций мы узнаем, что могильщики - fossores (от лат. fodere - "копать") - являлись членами христианских общин, в чью обязанность входило возводить подземные галереи и заниматься подготовкой захоронений и украшением катакомб. Рядом с копией, изображающей могильщика, помещен отрывок "Беседы о кладбище и кресте" св. Иоанна Златоуста: "Прежде пришествия Христова смерть называлась смертью... Но когда пришел Христос и умер за жизнь мира, то смерть уже не называется смертью, но сном и успением. Поэтому и самое место называется усыпальницею".
Экспозиция представляет уникальную возможность воочию увидеть, как формировалась христианская иконография. На нескольких листах представлены образы Оранты, олицетворявшей на заре христианской культуры душу умершего человека или душу, пребывающую в раю. Оранта являлась также символом христианской молитвы и Премудрости Божией, "великой художницы" Бога. На одной из фресок катакомб Домителлы перед нами явлен образ Христа-Орфея. Образ легендарного фракийского певца, умиротворявшего и покорявшего своим искусством все живое, использовался как аллегория Христа в литературе и сочинениях церковных писателей первых веков. Так, Климент Александрийский называет Слово Божие (Христа) творцом музыки, "озвучившим Духом Святым нашу вселенную и нашу землю, тело и душу человеческую".
Много проникновенных и подчас неожиданных сопоставлений найдет зритель, посетивший выставку "Под сводами римских катакомб", которая продлится до 9 мая.