Чеченские террористы казнили людей без суда и следствия. Фото АП |
СУДЯ по последним высказываниям представителей высшего российского руководства, Москва не намерена вступать в переговоры с лидерами чеченских сепаратистов, включая Аслана Масхадова. Против последнего уже возбуждено уголовное дело по обвинению в вооруженном мятеже. Таким образом, получается, что, помимо поля боя, единственное место, где российская сторона готова встречаться со своими чеченскими оппонентами, - это кабинет следователя.
Ни у кого не вызывает сомнений, что за годы "независимости" Чечня превратилась в зону глобальной преступности. А раз так, то любые противоправные действия на территории этого субъекта РФ, как собственно чеченского руководства (от Джохара Дудаева до Аслана Масхадова), так и граждан республики, могут и должны быть оценены с точки зрения уголовного законодательства России. На самом деле за последние 8 лет в "независимой" Ичкерии нарушались едва ли не все статьи Уголовного кодекса России, хотя бы только потому, что он на территории республики не действовал. "НГ" приводит далеко не полный перечень статей УК РФ, по которым можно квалифицированно подводить итоги чеченских событий 90-х годов.
Уголовный кодекс РФ.
Статья 105. Убийство.
(Всех преступлений, совершенных в Чечне и подпадающих под эту статью, перечислить не представляется возможным.)
Статья 126. Похищение человека.
(Без комментариев.)
Статья 186. Изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг.
(Фальшивые доллары, изготовленные в Чечне, наводнили всю Россию. А еще до 1994 года окружение Джохара Дудаева делало деньги "из воздуха" - дело о фальшивых авизо, видимо, никогда не будет раскрыто.)
Статья 205. Терроризм.
(Образно говоря, приговор по этой статье уже вынесен самим проведением антитеррористической операции.)
Статья 206. Захват заложника.
(Самые яркие примеры - захват больниц в Буденновске и Кизляре.)
Статья 208. Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем.
(После ухода российских войск в 1991 году в Чечне не было ни одного законного вооруженного формирования.)
Статья 209. Бандитизм.
(Определенный этой статьей УК бандитизм как "создание устойчивой вооруженной группы (банды) в целях нападения на граждан или организации, а равно руководство такой группой (бандой)" был основой "государственного устройства" Чечни.)
Статья 210. Организация преступного сообщества (преступной организации).
(Все банды из предыдущего пункта были преступны и организованны.)
Статья 222. Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.
(В Чечне не было места, где невозможно было бы не увидеть оружия.)
Статья 228. Незаконные изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ.
(Наркобизнес стал одним из основных и самых мощных источников дохода чеченских лидеров.)
Статья 275. Государственная измена.
(Эта статья применима в части "оказания помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации". Наиболее яркий пример - деятельность Хаттаба.)
Статья 278. Насильственный захват власти или насильственное удержание власти.
(Приход к власти Джохара Дудаева невозможно было назвать свободным и демократическим.)
Статья 279. Вооруженный мятеж.
(По этой статье выдвинуто обвинение против Аслана Масхадова.)
Статья 280. Публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации.
(Провозглашение государственного суверенитета Чеченской республики Ичкерия.)
Статья 317. Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа.
(В приграничных с Чечней районах в результате обстрелов погибли десятки милиционеров.)
Статья 318. Применение насилия в отношении представителя власти.
(Полномочный представитель президента РФ в Чечне Валентин Власов провел в плену полгода, сотрудник представительства правительства РФ в Чечне Акмаль Саидов был убит, представитель МВД РФ в Чечне Геннадий Шпигун до сих пор находится в заложниках.)
Статья 353. Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны.
Статья 354. Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны.
(Преступления, предусмотренные этими двумя статьями, были совершены накануне и во время вторжения боевиков в Дагестан в августе 1999 года.)
Теперь попробуем выстраивать отношения с Чечней на основе международного права, к чему Грозный все последние годы призывал Москву. Вот опять же неполный перечень статей различных международных документов, под которыми стоит подпись России, явно нарушаемых в Чечне.
ВсеобщаЯ декларациЯ прав Человека от 10 декабрЯ 1948 года.
Статья 2. Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете.
Статья 3. Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.
Статья 4. Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах.
Статья 5. Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию.
Международный пакт о гражданских и политиЧеских правах от 16 декабрЯ 1966 года.
Статья 6.
Право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека. Это право охраняется законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни. <...>
Статья 20
1. Всякая пропаганда войны должна быть запрещена законом.
2. Всякое выступление в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию, должно быть запрещено законом. <...>
ЖеневскаЯ КонвенциЯ об обращении с военнопленными от 12 августа 1949 года.
Статья 3.
В случае вооруженного конфликта, не носящего международного характера и возникающего на территории одной из Высоких Договаривающихся Сторон, каждая из находящихся в конфликте сторон будет обязана применять, как минимум, следующие положения
1. Лица, которые непосредственно не принимают участия в военных действиях, включая тех лиц из состава вооруженных сил, которые сложили оружие, а также тех, которые перестали принимать участие в военных действиях вследствие болезни, ранения, задержания или по любой другой причине, должны при всех обстоятельствах пользоваться гуманным обращением без всякой дискриминации по причинам расы, цвета кожи, религии или веры, пола, происхождения или имущественного положения. <...>
Раненых и больных будут подбирать, и им будет оказана помощь. <...>
ЕвропейскаЯ КонвенциЯ о защите прав Человека и основных свобод от 4 ноЯбрЯ 1950 года
Статья 3
Никто не должен подвергаться пыткам и бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
ВенскаЯ декларациЯ и программа действий от 25 июнЯ 1993 года.
Статья 17.
Акты, методы и практика терроризма во всех его формах и проявлениях, равно как и его связь в некоторых странах с незаконным оборотом наркотиков, являются деятельностью, которая направлена на уничтожение прав человека, основных свобод и демократии, создает угрозу территориальной целостности и безопасности государств и дестабилизирует законные правительства. Международному сообществу следует принять необходимые меры для укрепления сотрудничества в деле предотвращения терроризма и борьбы с ним.
МеждународнаЯ конвенциЯ о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обуЧением наемников от 4 декабрЯ 1989 года.
Статья 2.
Любое лицо, которое вербует, использует, финансирует или обучает наемников, <...> совершает преступление по смыслу настоящей Конвенции.
Все эти международные документы в отличие от Уголовного кодекса носят декларативный характер и не предусматривают какого-либо наказания за их нарушение. Сейчас же Запад развернул беспрецедентную кампанию критики Москвы на основании именно этих, подписанных и Россией, соглашений. При этом очень редко раздаются голоса, осуждающие действия чеченских сепаратистов. Не слышно было западных правозащитников и в течение всех последних лет, предшествовавших нынешней антитеррористической операции. А ведь приведенные международные документы содержат положения, отсутствующие даже в российском Уголовном кодексе. Очень выразительно выглядит, например, статья Всеобщей декларации прав человека, которой предусмотрено, что "никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах". В Чечне же до сих пор обнаруживаются люди, которые жили там на положении рабов едва ли не с начала 90-х годов.
Кроме того, западные политики с большой неохотой принимали от российской стороны видеокадры, запечатлевшие зверства чеченских террористов. И это понятно, поскольку, согласно ряду международных соглашений, никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию. Разглядывая эти кадры, будет трудно требовать от Москвы защищать права, как их зовут на Западе, "чеченских повстанцев" или "исламских революционеров". Зато международное сообщество с негодованием рассматривает видеосюжеты, где российские военные собирают в яму трупы боевиков. Может быть, например, англичанам стоит покопаться в своих видео- и фотоархивах и достать оттуда изображения отрезанных террористами голов их соотечественников? Ведь, возвращаясь ко Всеобщей декларации прав человека, "пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества".
Все мировое сообщество в принятых им документах заявляет, что смертная казнь может быть осуществлена только во исполнение окончательного приговора, вынесенного компетентным судом. Высокие стороны, ставящие под этими соглашениями свои подписи, наверняка не предполагали, что в конце XX века в некоем маленьком "независимом государстве" некий "шариатский суд" приговорит нескольких человек к казни через... публичный расстрел.
Женевская конвенция об обращении с военнопленными явно не была настольной книгой чеченских полевых командиров. Как будто специально для чеченских идеологов, активно подготовивших вторжение боевиков в Дагестан в августе 1999 года, международная общественность старательно записала, что "всякая пропаганда войны должна быть запрещена законом". Мировое сообщество как в воду смотрело, когда совсем недавно, в 1993 году, подписывало Венскую декларацию и программу действий, в которой Басаеву и Хаттабу на заметку записано, что "акты, методы и практика терроризма во всех его формах и проявлениях, равно как и его связь в некоторых странах с незаконным оборотом наркотиков, являются деятельностью, которая направлена на уничтожение прав человека, основных свобод и демократии, создает угрозу территориальной целостности и безопасности государств и дестабилизирует законные правительства". В связи с этим всем направляющимся в Чечню наемникам просто необходимо носить в кармане, где-нибудь поближе к фотографиям родственников Международную конвенцию о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников.