27 ФЕВРАЛЯ Русская Православная Церковь вспоминает евангельский рассказ о блудном сыне (Лк.15, 11-32). Это притча, где неразумный сын оказывается символом почти всего человечества, а любящий Отец - образом Бога.
Сын при живом Отце требует наследства, ему не нужен Отец, нужны лишь материальные блага, которыми юноша хочет распорядиться сам. Сын думает, что, получив свободу от Отца, он вкусит радость полноценной жизни. Отец без упреков дает молодому человеку наследство и мирно отпускает его "на страну далече". Поначалу жизнь на чужбине кажется легкой и радостной. Но вот наследство растрачено с блудницами, голод и нужда заставляет юношу наняться батраком к жестокому хозяину, жизнь становится мучительной. Хозяин заставляет юношу ухаживать за свиньями, но содержит батрака впроголодь и даже не разрешает ему питаться свиным кормом... О чем это? Человек часто ищет не Бога, а лишь материальных благ, которые надеется получить от Него. Людям дана свобода, доходящая до возможности уйти от Бога. Поначалу такой уход даже может казаться радостным освобождением. Но затем душа нищает и оказывается на пороге гибели. Жестокий хозяин - князь мира сего - возлагает на своих батраков все более тяжкий труд, но не дает им насыщения.
Опомнившись, блудный сын решает вернуться к Отцу. Он сознает свое недостоинство, понимает, что потерял право называться сыном, и готов быть наемным слугой Отца. Нетрудно представить, как юноша колеблется между страхом и надеждой, как, измученный голодом и дальней дорогой, он с трудом приближается к Отчему дому. И вот Отец выбегает ему навстречу... Покаяние, осознание ужаса пребывания вдали от Бога и радость возвращения в дом Отца - главная тема притчи о блудном сыне.
Но в притче есть и другая тема. Евангелие говорит о старшем сыне, который не оставлял Отца и не растрачивал Его наследства. Страший сын недоволен, что Отец радостно приветствует возвращение младшего. Но Отец мудрее и добрее старшего из братьев... Здесь наша мысль неизбежно возвращается к Евангельскому предостережению, которое звучало неделю назад в рассказе о мытаре и фарисее: отношения с Отцом строятся не на наших заслугах - а на Отчей любви и милости, праведник не вправе унижать грешника, мы не должны превозноситься над другими людьми. Евангелие предостерегает нас тем самым от греховного человеческого понимания справедливости, понимания, изуродованного нашим безумным желанием воображать себя (или своих) лучшими из людей!
1 марта Русская Православная Церковь вспоминает Патриарха Ермогена, замученного врагами в смутное время. 2 марта чествуется Папа Римский Лев - выдающийся богослов и защитник христианства. Когда в V веке вождь гуннов Аттила с могучей армией подошел к Риму, благочестивый Папа Лев, вооруженный лишь силой молитвы, убедил гуннов мирно отойти от города.