КАКОВА роль Церкви в демократических преобразованиях, происходящих в Европе и мире? Усиливается или ослабевает роль религии в процессе глобализации? На эти и другие вопросы попытался ответить президент Чешской христианской академии профессор Томаш Галик в ходе семинара, состоявшегося 26 января 2000 г. в Московском центре Карнеги в рамках проекта "Российская внутренняя политика и политические институты" (председатель Андрей Рябов).
По мнению профессора Галика, в процессе глобализации не смогли устоять ни изолированные, планируемые государством экономические системы, ни политико-идеологические системы, основанные на монополии идей и контроле над информацией. Предполагается хотя бы минимальное согласие государств по основным ценностям, которое может появиться только в результате диалога новой цивилизации с религией.
Демократия не основывается на одном лишь внедрении определенных политических и хозяйственных структур и институтов. Это также и определенный культурный навык общения между людьми и социальными группами. Не является случайностью тот факт, что демократическая система, правовое государство и т.п. возникли на почве, подготовленной западным христианством - своеобразным синтезом христианско-иудейской религии, эллинской философии, римского права, протестантского индивидуализма. Эта культура предполагает "экологию свободы". Тем самым возникает вопрос, можно ли эту свободу перенести в другую культурную среду, например, в страну с византийскими традициями, в которой недостаточно развернута полярность духовного и светского авторитетов, куда идеи просвещения проникли в меньшей степени?
Сегодня христианство может сыграть важную роль, если продолжит пророческую библейскую традицию "десакрализации власти", критики идолов - относительных ценностей, которые выдают себя за абсолютные.
В процессе "обмена дарами" между Востоком и Западом латинское христианство может вдохновиться богатством православной литургии и духовности. Православные христиане, в свою очередь, могли бы ориентироваться на достижения современной католической социальной доктрины, т.е. ясно видеть место Церкви в современном плюралистическом обществе и тем самым установить диалог между христианской верой (и этикой) и общественными науками.
В процессе глобализации религия приобретает новую социальную роль. В ней реализуется культурная идентичность народов. В то же время она не должна становиться инструментом реализации национальных и политических интересов, а стремиться к консенсусу в сфере нравственных ценностей между народами и культурами.