НА ВОСКРЕСНОЙ литургии 20 февраля в Русской Православной Церкви звучит поучительный евангельский рассказ о мытаре и фарисее. Во времена земной жизни Христа слово "фарисей" не имело осуждающего оттенка. Фарисеями называли последователей уважаемого в обществе религиозного движения, неукоснительно исполнявших многочисленные обрядовые правила и предписания. Слово "мытарь" означает "сборщик податей". Мытари были прислужниками оккупантов-римлян, бессовестно грабили свой народ и считались великими грешниками. Евангельский рассказ рисует простую житейскую картину. В храм приходят помолиться мытарь и фарисей. Фарисей воображает, что он вправе быть довольным собой: он не только исполняет правила Моисеева закона, но и делает более предписанного в части поста и милостыни. Делает добровольно, из искреннего желания послужить Богу. И даже не считает это своей личной заслугой - он воспринимает свое благочестие как дар Божий и благодарит Бога за то, что оказывается более праведным, чем другие люди. Но сознание превосходства над окружающими обесценивает его благочестие. Мытарь ведет себя иначе. Он не воображает, будто он хорош перед Богом и людьми. Он честно признает свое недостоинство. Но он знает, что милосердия нельзя заслужить и молится о милости: "Боже, милостив будь ко мне грешному!" Оптинский старец Варсонофий говорит: "Вам известен конец - фарисей осуждается, а мытарь оправдывается". Старец поясняет, что мытарь оправдан за свое смирение. Комментируя сказанное старцем, Александр Мень указывает, что слово "смирение" в данном случае означает не елейность, безволие или низкопоклонство, а мудрость и трезвость, способность видеть свои недостатки и слабости, умение избегать самомнения и ложной успокоенности. "Одному, видно, научился мытарь в той страшной, жестокой жизни, которую он вел... - говорит митрополит Антоний Сурожский. - Он выучился, что не выжить человеку... в страшном человеческом обществе, если хотя бы на мгновение не будет приостанавливаться закон, если хотя бы на мгновение не будет проявляться жалость, милосердие..." Не в суровой правде закона Божьего либо человеческого, а в милости Божией - наша надежда.
Увы, часто бывает, что верующий человек превозносится над другими людьми и осуждает окружающих, обесценивая все свое благочестие! Очень часто это благочестие мнимое, состоящее в неумеренном соблюдении обрядовых правил и обычаев, но лишенное главного - любви, внимания и доброжелательности ко всем людям! И как часто мы соединяем в себе самодовольство фарисея с недостоинством мытаря!
Разные поводы находят люди, чтобы превозноситься друг над другом - богатство, власть, национальность, религиозную принадлежность, - и от всякого такого превозношения предостерегает нас рассказ о мытаре и фарисее.