В ПАРИЖЕ на 97-м году жизни скончался классик французского кино Клод Отан-Лара. Отдавая дань художественным заслугам выдающегося режиссера, президент Франции Жак Ширак отметил такие отличительные черты его творчества, как элегантный стиль, утонченность и требовательный профессионализм. Без преувеличения можно сказать, что его фильмы вошли в коллективную память французского народа и стали национальным достоянием.
Клод Отан-Лара начал работать в кино в начале 20-х годов как художник по костюмам у Жана Ренуара, а затем ассистентом режиссера у Рене Клера. Свою первую короткометражку "Происшествие" он снял в 1923 году. В "немой" период кинематографа он поставил и первый широкоэкранный фильм "Огонь" по Джеку Лондону. В 30-х годах Клод Отан-Лара недолго работал в Голливуде, но его творчество этого периода не отмечено особыми достижениями.
Талант режиссера предстал во всей полноте во время гитлеровской оккупации Франции, когда он снял "Любовные письма" и "Сильвия и привидение". Эти картины стали попыткой отвлечь французов от тягот реальности и увести в стилизованный мир исторического прошлого. Международную известность получил его фильм "Дьявол во плоти" (1947), посвященный молодежи и проблемам войны. К трагической повести о любви, окрашенной антивоенными мотивами, режиссер вернулся в картине "Не убий", снятой в 1963 году. Молодежи посвящены также его фильмы, появившиеся в 50-х годах: тонкая, лирическая картина "Зеленеющие хлеба", "Добрый бог без исповеди" и "Регаты Сан-Франциско".
Творчество Клода Отан-Лары с самого начала тяготело к социальной проблематике, а после войны эта направленность стала более отчетливой и выразительной. Выдающейся работой считается его комедия "Через Париж" (1956) - о злоключениях двух мошенников, тайно переправляющих через всю оккупированную французскую столицу два чемодана со свининой во время комендантского часа. В фильме блестяще сыграли Бурвиль и Жан Габен, эти роли стали для актеров едва ли не лучшими. Заметным кинематографическим явлением стал фильм Клода Отан-Лары "Красная гостиница", поставленный как острый антиклерикальный фарс.
Режиссер часто обращался к экранизации классических литературных произведений. Его фильм "Красное и черное" до сих пор имеет репутацию одной из лучших экранизаций Стендаля. В этом фильме, как известно, приняли участие знаменитые французские актеры Жерар Филип и Даниэль Дарье. Он поставил также "Графа Монте-Кристо" по роману Дюма, обращался и к русской классике, сняв в 1959 году "Игрока" Федора Михайловича Достоевского. Среди его работ получили широкую известность фильмы "Ночная Маргарита", "В случае несчастья" с Брижит Бардо и Жаном Габеном, "Дневник женщины в белом" и другие.