Немалое число христиан относится к монашеству с глубочайшим уважением, но некоторые считают монашество излишеством, чуждым духу Христа. Сторонники монашества обычно ссылаются на примеры святых монахов, противники напоминают, что в раннем христианстве монашества не было, и Евангелие нигде прямо о монашестве не говорит. Кто прав? Церковь не говорит, что все верующие должны быть монахами. Церковь неоднократно осуждала учения, утверждавшие, что только монахи способны угодить Богу. Она признает существование недостойных монахов, и даже признает, что почти все ереси были созданы монахами. Но православие не может отрицать важной роли монашествующих в утверждении христианства и в развитии христианского богословия; оно отдает дань уважения всем святым "мирского и монашеского звания". 30 января Русская Православная Церковь отмечает память одного из основателей христианского монашества Антония Великого (умер около 356 г.), 1 февраля - чествование другого основателя монашества Макария Великого (300-390 гг.). Об этих святых существует много поучительных преданий. В одном из них рассказано, например, как святому Макарию открылась способность христианских молитв смягчать посмертную участь язычников.
Был монахом и выдающийся деятель русского просвещения святой преподобный Максим Грек, память которого Русская Православная Церковь отмечает 3 февраля. Он родился в 1480 г. в Албании и получил блестящее образование у себя на родине и в Италии. В 1507 г. принял постриг на Афоне, где продолжал заниматься изучением древних языков, религиозной и философской литературы. В 1515 г. великий князь Московский Василий Иванович просил прислать ему переводчика церковных книг, и в ответ на эту просьбу афонские монахи отправили Максима в Москву. Первые его переводы вызвали восторг князя и духовенства, но уже вскоре Максим Грек стал вызывать неудовольствие тем, что не желал мириться с многочисленными отступлениями московского быта от христианского идеала. Он обличал невежество, суеверия, распутство, лихоимство и неразумное увлечение обрядами. Максим Грек в борьбе Заволжских старцев с Иосифом Волоцким принял сторону Заволжских старцев и их лидера святого Нила Сорского. В ответ на голову Максима обрушились репрессии. Весной 1525 г. пристрастный собор росийского духовенства объявил Максима еретиком и отправил его в темницу. Но врагам святого, возглавляемым митрополитом Московским, этого показалось мало. В 1531 г. новый собор отлучил Максима от причастия и в оковах отправил в дальнейшее заточение. Так прошло более двадцати лет. Заступничество за Максима зарубежных православных патриархов только утяжеляло участь заключенного. Лишь в последние годы жизни участь святого была смягчена. (Он умер в 1556 г.)