В 1910 ГОДУ Угорская Русь получила наконец своего религиозного вождя иеромонаха Алексия (Кабалюка). Этот подлинный исповедник православия родился 12 сентября 1877 года в карпато-русской деревне Ясенье в семье лесоруба.
В ранней юности он был послушником в униатском монастыре Кишь-Баранья, вскоре бежал на Афон, где нашел пристанище в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре, там же и принял православие. Оттуда его направляют в Россию, где он становится послушником Яблочинского монастыря на Холмщине, где и становится иеромонахом в 1910 г.
Слух о нем дошел до православных крестьян села Изы, они обратились к о. Алексию с просьбой стать у них священником. Никакие гонения не могли остановить о. Алексия. Он приехал в Угорскую Русь простым точильщиком, потому что не хотел жить на средства прихожан. Отец Алексий обходил все села, перешедшие в православие, совершал требы и таинства, наставлял и укреплял в вере. В селе Иза он в один день крестил 200 детей и причастил более тысячи верующих, а в течение двух дней крестил 400 крестьян из соседних сел.
В ответ усилились гонения. На крестьян налагали непосильные денежные штрафы, во все села были введены жандармы.
На о. Алексия началась настоящая охота, и он был вынужден бежать в Америку, где находилась большая карпато-русская колония. Там он вместе с священномучеником Александром Хотовицким продолжал свой миссионерский подвиг, и сотни тысяч карпатороссов вернулись к вере отцов.
В 1910 году православные верующие, оставшиеся без священника, обратились за содействием к России. В русский Яблочинский монастырь Холмской епархии были отправлены кандидаты для рукоположения: Василий Камень, Василий Вакаров и другие. Архиепископ Евлогий (Георгиевский) и граф Бобринский с любовью их приняли и устроили в монастыре.
23 июля 1913 года начался судебный процесс: венгерский королевский прокурор Андор Иллеш в Мараморошском Сигете передал суду акт за #5919/1913, в котором говорилось: "Мною обвиняются: Александр Кабалюк (в иночестве Алексий), 36 лет, униатского вероисповедания, лесной рабочий, русский монах), родившийся и живущий в Ясинях". Далее перечислялись еще 94 обвиняемых.
"Означенные лица, - писал прокурор,- находятся в сношениях с графом Владимиром Бобринским, русским подданным, председателем "Русского Национального Союза", членом Думы и Синода, с Евлогием Холмским, Антонием Житомиро-Волынским, православными русскими епископами, с афонскими, холмскими, киевскими, почаевскими и яблочинскими монахами и получают от них денежную поддержку. С этими лицами, кроме того с врачом Романом Геровским, адвокатом Алексеем Геровским и инженером Георгием Геровским в Черновцах( Буковина), они вошли в соглашение с целью обратить униатских жителей государства, живущих в Марамороше, Угоче и Переи, в православную русскую веру... Все это делалось с целью присоединения означенных территорий к русскому государству и подчинения их скипетру русского царя. Руководствовались они отчасти соображением материальной выгоды, отчасти же любовью к православной русской вере, которая служит национальной русской идее".
Последнее слово взял о. Алексий Кабалюк. Он торжественно заявил: "Где правду ищут, то место святое, как Церковь, это место особенно свято, ибо в нем ищется правда и весь религиозный процесс. Здесь предстоят верующие и я как священник. Я в этом храме присягаю, что я - невинный и ничего не делал против отечества. Все то, что мы совершали, делали во имя религии, а потому в этом деле последнее слово скажет Христос". Обвиненные зарыдали, тронутые этими словами. Председатель сената нетерпеливо закричал на о. Алексия. Но Кабалюк продолжил свою речь: "Какой ни будет приговор, мы его примем. Если нам придется страдать, мы будем страдать за святое дело. Я прошел три части земного шара, был в Америке, когда узнал об обвинении, и немедленно поспешил домой, тянула меня любовь к отечеству. Если стадо страдает, место пастыря среди страдающих..." ("Русский народный голос". Ужгород, 29. 12. 1933 г.)
Разбирательство длилось два месяца, а 3 марта 1914 года о. Алексий Кабалюк был осужден на 4,5 года.
Вернувшись из заключения, о. Алексий до конца жизни оставался в основанном им Свято-Никольском монастыре села Изы и продолжил свою миссионерскую деятельность. Уже в 1920 г. в Марморошском округе в селах Иза, Быстрый, Горинчево, Уйбарово, Липча, Селище, Теребля, Кошелево в православие перешло все население. В 1921 году в августе о. Алексий открывает собор Карпато-русской Православной Церкви. На него съехались более 400 человек со всех православных сел края. Делегаты приняли Устав и официальное название "Карпаторусская Восточная Православная Церковь".
Еще со времен Австро-Венгрии Подкарпатская Русь находилась в юрисдикции Сербской Церкви. Из-за гонений на православие в России съезд решил остаться в сербской юрисдикции, к тому же Сербская Церковь была наиболее близка Русской, в Сербии также располагался центр русской церковной эмиграции. Ее лидер митрополит Антоний (Храповицкий) серьезно помогал карпатороссам: на Пряшевскую Русь был отправлен знаменитый миссионер архимандрит Виталий (Максименко), бывший до революции наместником Почаевской лавры.
Естественно, возрождение православия вызвало недовольство врагов Церкви, и ими был инспирирован раскол. Константинопольский патриарх - Мелетий (Метаксакис), сторонник реформации и экуменизма, прославившийся поддержкой советских обновленцев и жестокими гонениями на валаамских монахов, державшихся старого стиля, в противовес Сербской Церкви назначает на Карпатскую Русь епископа Савватия (Врабеца). Все это делается при поддержке чехословацкого правительства, и вновь о. Алексий Кабалюк на страже церковных канонов. Карпато-русскую Церковь удалось отстоять от претензий Константинополя, однако окончательно эта проблема была решена только в 1946 году, когда отец Кабалюк возглавил движение за присоединение обеих юрисдикций к Русской Православной Церкви, которое увенчалось успехом и разделение было преодолено именно таким способом.
В 1944 году он становится инициатором и вдохновителем Православного съезда, который состоялся 18 ноября 1944 года в Мукачеве. Его делегатами были 23 православных священника, известные ученые и общественные деятели Георгий Геровский и Петр Линтур. Съезд принял обращение к Сталину. В нем говорилось:
"Мы, нижеподписавшиеся представители православных общин Карпатской Руси, выражая волю всего православного русского народа, просим включить Карпатскую Украину (Карпатскую Русь) в состав СССР в форме: Карпаторусская Советская Республика.
Желания и мечты наших предков были всегда, чтобы наша область за Карпатами, заселенная русинами, т. е. Руси сынами, возвратилась в лоно Великой Руси. Но наши поработители всегда тому препятствовали. Таким образом, мы целые столетия оставались в германо-венгерском рабстве вплоть до 1919 года.
В 1919 году на мирной конференции наша область, именуемая Карпатская Русь, согласно Сен-Жерменскому договору, на автономных правах, была присоединена к Чехословацкой республике. Уже тогда нашу область признали Карпатской Русью, ибо здесь живет искони русское племя. Сам народ именует себя "карпаторусс", "русин", т. е. Руси-сын, вера "русска", жена "русска", мама "русска" и т. д. С названием "Украина" наш народ был познакомлен только под чешским владычеством, после Первой мировой войны, и то интеллигенцией, пришедшей из Галичины. Этих галичан само чешское правительство призвало в Карпатскую Русь и их идеологию, за все время существования Чешской Республики, серьезно финансировало...
Очень интересно, что галицкие шовинисты избивали карпаторусское население и его интеллигенцию и говорили: "Кацапы, маскали, вам мисто у Москвы, у вашего Сталина". Мадъяры при избиении нас тоже говорили: "Муско, комуништо, иди в Москву к твоему Сталину".
Карпато-русский народ с великим терпением и болью сердца переносил все это, ожидая своего спасения именно от Москвы...
Наш народ-русин - Руси-сын.. Наша русскость не моложе Карпат...
Только тем и можно объяснить эту несказанную радость при встрече русской Красной армии...
Наученные горьким опытом, мы решительно заявляем, что политическая, экономическая, культурная и социальная жизнь нашего народа может успешно развиваться только в пределах великого, родного нам Советского Союза, и ни в коем случае не в каком-либо чужом государстве.
ВОЛЯ КАРПАТО-РУССКОГО НАШЕГО НАРОДА: ХОТИМ РАЗ И НАВСЕГДА СВЯЗАТЬ СВОЮ СУДЬБУ С СУДЬБОЮ НАШИХ СОПЛЕМЕННИКОВ В СССР и то определить нам Карпато-русскую Советскую Республику от Ясиня до Попрала и от Ужка до Доброчина (Дебрецена). Выражая великую радость и глубокую благодарность по поводу освобождения Великому вождю и освободителю всего славянства и Европы товарищу Маршалу Сталину и Красной Армии, мы просим принять Карпатскую Русь в состав Советского Союза.
В Мукачеве дня 18 ноября 1944 года". (Валерий Разгулов. "Подвиг архимандрита Алексия Кабалюка". "Карпатская панорама", 18 августа 1996 года.)
Участвующие в работе съезда православные священники подписали петицию, в которой просили Синод Русской Православной Церкви вступить в контакт с Синодом Сербской Православной Церкви и каноническим путем оформить переход Мукачевско-Пряшевской епархии в юрисдикцию Московской Патриархии.
Православный съезд принял решение направить свою представительную делегацию в Москву, в нее вошли все, подписавшие письмо Сталину. Днем раньше в Мукачеве состоялось общее(Окончание на стр. 5) собрание делегатов местных комитетов - о воссоединении Закарпатской Руси с великим братским русским народом. В его работе в полном составе приняли участие делегаты Православного съезда. Георгий Геровский (1806-1959) был председателем этого собрания. Он же, по решению собрания, как руководитель делегации местных комитетов должен был совместно с православной делегацией отправиться в Москву и донести правительству СССР решение представительного собрания о вхождении Подкарпатской Руси как автономной единицы в состав Российской Федерации.
У интернациональной коммунистической власти между тем были другие планы насчет Подкарпатской Руси... Есть все основания утверждать, что Православный съезд, собрание делегатов местных комитетов в Мукачеве подтолкнули политуправление фронта и местных коммунистов, естественно, с ведома Сталина срочно начать подготовку по присоединению края к Советской Украине. Уже на следующий день после Православного съезда, 19 ноября, в том же Мукачеве состоялась первая конференция коммунистов Закарпатья. 294 делегата проголосовали за резолюцию: "Про возз"еднання Закарпатськой Украини з Радянською Украиною в складе Радянського Союзу". Началась усиленная подготовка к съезду Народных комитетов, который состоялся 26 ноября 1944 года. О его работе и "судьбоносном решении" написаны сотни статей, десятки книг, но будет ли когда-то написана правда о тех событиях?
Православная делегация смогла добраться в Москву уже после съезда Народных комитетов, 7 декабря 1944 г. В Москве ей неожиданно оказали пышный прием, но не было только одного - возможности донести истинную волю своего народа высшему руководству СССР.
Более того, председатель Совета по делам в Русской Православной Церкви при СНК СССР Карпов (полковник КГБ) информировал Киев о ходе пребывания православной делегации в Москве. 8 декабря в секретном послании лидеру украинских коммунистов Н. С. Хрущеву он доносил: "В 14 часов (7 декабря) делегация была принята в Московской патриархии патриаршим местоблюстителем митрополитом Алексием, управляющим Московской епархией митрополитом Николаем, экзархом Украины митрополитом Иоанном и архиепископом Ярославским Алексием. После взаимного знакомства руководитель делегации игумен Феофан передал митрополиту Алексию петицию..."
Вскоре в "Закарпатской правде" 26 декабря 1944 г. была опубликована статья "Встреча с отцом Феофаном". В ней, в частности, писалось: "До настоящего времени мы подчинялись Сербскому Священному Синоду, который нас серьезно поддерживал, от всей души, и с развитием Русской Православной Церкви в Закарпатской Украине принято решение о присоединении к Советской Украине, что подразумевает, что Церковь тоже должна перейти к Московскому Священному Синоду". О том, что православная делегация края на встрече с Патриархом Алексием еще раз напомнила о том, что ее члены "решительно против присоединения нашей территории к Украинской ССР", в статье даже не упоминалось.
Сравнительное благополучие в жизни православных было недолгим. Последовавшие после запрета Греко-Католической Церкви преследования русинского униатского духовенства в равной мере коснулись и православных. Многие храмы, скиты и монастыри стали закрываться, а их имущество разграблено, как это было в России после революции.
Пожалуй, этот период жизни стал самым трагическим для архимандрита Алексия, ему пришлось увидеть жестокость и нечестность новой безбожной власти и то, что все русины Подкарпатья поголовно были переименованы в украинцев. Национальная политика большевиков была советской, а не русской, и Подкарпатская Русь была включена в состав УССР, большинство же русских патриотов были репрессированы.
4 декабря 1947 года архимандрит Алексий скончался. Летом 1999 г. были обретены мощи духовного отца Подкарпатской Руси. Практически полностью сохранились тело и мантия, истлели только стопы и кисти рук. Из могилы была извлечена положенная при погребении икона Иверской Божией Матери, которую отец Алексий привез с Афона, на ней даже не потускнели краски.
Мы убеждены, что его предстоящая канонизация станет началом процесса прославления всего сонма карпато-русских святых.