Две няни, одна из них живая. |
ДО РЕВОЛЮЦИИ в Пскове был явный дефицит монументов - стоял один-одинешенек на площадке недалеко от реки Великая памятник Александру Освободителю, да на пригорке в летнем саду высился монумент "в честь 300-летия героической обороны Пскова от войск Батория". Вот и все. Потом, после Октября, дело пошло на лад. Памятник царю, конечно же, снесли, зато новых монументов понаставили.
Конечно же, первым делом почтили память героев революции и Гражданской. В том же летнем парке возвели стелу "борцам за дело пролетарской революции, замученным в 1919 г. в Пскове белогвардейскими бандами Булак-Балаховича". В начале 90-х в текст внесли поправку: замазали кузбасс-лаком упоминание о Булак-Балаховиче. То ли демократы первой волны, которые тогда правили в области, решили несколько обелить эту личность, то ли еще по какой причине.
Памятник героям Вениамина Каверина. |
Рядом со стелой стоит уникальный и даже загадочный памятник города. История его создания такова. (Музейные работники, правда, утверждают, что это все легенда, так как никаких документов на этот счет не обнаружено.) Жил, мол, в Пскове в начале нынешнего века некий Николай Кауров (а может, и по-иному его звали), и был он страшный бабник, разбивший не одну семью в этом тихом провинциальном городе. Однажды какой-то разъяренный муж-рогоносец поймал ловеласа и отрезал ему то, чем любовник больше всего гордился. В общем, помер проказник. Скульптор, которому заказали надгробный памятник, был большой шутник, так что сделал его в виде┘ фаллоса из мрамора высотой с человеческий рост. Поставили памятник на могиле погибшего на Дмитриевском кладбище. И стоял он себе спокойно там до тех пор, пока не пришло время новых героев.
Мемориал на горе Соколиха. |
Дело в том, что у реки Кебь в боях с бандами того же Булак-Балаховича в кровавом 1919 году был ранен, попал в плен и был зверски замучен боец 2-й роты коммунистического батальона Леон Поземский, который прикрывал отход красноармейцев вместе с Яном Фабрициусом. Тогда его тайно захоронили местные крестьяне. В 1934 г. место захоронения нашли и прах первого председателя орггуббюро псковского комсомола решили перенести в сквер Павших борцов. А на могилу Леона, недолго думая, поставили памятник, снятый с могилы другого героя - героя-любовника. Так он до сих пор и стоит в сквере. Говорят даже, что если снять металлическую табличку, описывающую подвиг Поземского, на мраморе можно прочесть фамилию того, в честь кого странный монумент и был воздвигнут на самом деле. Но на такой эксперимент никто, разумеется, не решается.
Потом в Пскове появились памятники Ленину и Кирову. Во время войны оба они были разрушены оккупантами и восстановлены в первые послевоенные годы. Правда, затем оказалось, что Ленина, стоящего у Дома Советов (ныне, разумеется, это здание обладминистрации), псковичам мало. Поставили еще одного на площади у пединститута. Так что Лениных в городе теперь два. У одного в руках кепка, у другого - газета.
Кстати, пару лет назад члены питерского "Псковского землячества", то есть проживающие в северной столице выходцы из древнего города, обратились к властям Пскова с предложением вернуть улицам старые названия (волна переименований как-то обошла город стороной), снести памятники Ленину и Кирову, а также кинотеатр "Октябрь", на месте которого воздвигнуть памятники "истинным героям": то ли княгине Ольге, то ли князю Довмонту, то ли Александру Невскому┘ Среди подписантов, вспоминает сотрудник Псковского музея-заповедника Марина Сафронова, был и академик Лихачев.
Псковичи не торопятся. Хотели было на месте одного из вождей поставить памятник Довмонту, но глас архитектора, который выдвинул эту идею, так и не услышали. Потом возникла мысль воссоздать в камне Николая II, тем более что именно здесь, в Пскове, он 2 марта 1917 г. подписал отречение от престола. Но проект - последний русский царь на коне, в одной руке у него свеча, а в другой - шапка - был признан неудачным.
Впрочем, теперь в Пскове и без Николая II памятников хватает. В 80-х центр города украсил Александр Сергеевич с Ариной Родионовной, в середине 90-х открыли памятник, посвященный каверинским "Двум капитанам", - писатель прожил здесь 17 лет, да и действие романа начинается именно в Пскове. А ведь есть еще как минимум полдюжины памятников в честь победы в Великой Отечественной войне.
Самый величественный монумент последнего времени - мемориал Александра Невского на горе Соколиха. Его задумали еще в 60-х годах, на месте битвы княжеской дружины с крестоносцами. Битва была, как известно, у Вороньего камня на острове Сиговец, а тот с годами чуть ли не на дно озера опустился. Пришлось песчаную гору насыпать. Потом, правда, подсчитали, что памятник - а это 30 метров стали и гранита - просто утопит насыпной остров. Опять-таки надо пирс строить, чтобы туристы могли приезжать (теперь это еще и приграничная зона, ибо рядом Эстония). Так что решили поставить памятник рядом с местом Ледового побоища, на господствующей, как говорят военные, высоте - горе Соколиха. И поставили - уже через 30 лет, в 1993 г.
Любопытно, что и место битвы без своего памятника не обошлось. В 1992 г. питерские энтузиасты под руководством офицера запаса Александра Селезнева поставили в Кобыльем городище, что совсем рядом с Вороньим камнем, памятный крест и памятник Александру Невскому. Конечно же, не столь внушительный, зато за свой счет, а значит, от всего сердца.
Псков