ОТНОШЕНИЯ Церкви и государства нередко смущают верующих и неверующих. Государство - ответ на потребность в принуждении, следствие человеческого греха. Церковь свята во всем, что подлинно церковно, что обращено к Богу (хотя в земной жизни к этому святому часто примешивается человеческое и даже враждебное святости). Государство не может исчезнуть, пока существует его причина - грех. Но и Церковь не может исчезнуть с лица земли, пока на земле есть люди, устремленные к Богу. Нелегко существовать рядом государству, порожденному миром греха, и Церкви, которая не от мира сего. Не раз в истории государство подминало под себя Церковь, старалось подчинить ее своим интересам, и огорченные верующие смотрели на такую Церковь с подозрением: кому она служит - Богу или иному? Случалась и другая беда - священнослужители получали через Церковь большое влияние в жизни государства и, обольщенные этим влиянием, начинали использовать свою власть в личных интересах, превращаясь из слуг народа Божия в корыстных политиканов и властолюбцев. Но было немало и таких священников и епископов, которые не забывали о пастырском долге и защищали перед "сильными мира сего" несправедливо обиженных, жертвуя ради этого и своим благополучием, и властью, и даже жизнью. Одним из таких верных долгу пастырей был святой митрополит Филипп Московский, память которого Русская Православная Церковь отмечает 22 января. Филипп выступил против жестокостей и самодурства царя-душегуба Иоанна Грозного, за что был сослан, а затем убит. Послушный царю церковный суд вынес Филиппу беззаконный приговор, но Бог возложил на Филиппа венец святости.
Некоторые святые удалялись от государства и от мира греха в пустыню либо в монастырский затвор. Так поступил в XIX веке епископ Феофан Затворник, память которого Русская Православная Церковь чествует 23 января. Уйдя от мирской суеты, Феофан продолжал трудиться для людей. Его богословские труды и письма о духовной жизни до сего дня вызывают живой интерес российских христиан - не только православных, но и католиков и протестантов. Некоторые верующие смущались разногласиями Феофана с другим выдающимся деятелем русского православия - Игнатием Бренчаниновым. Но Церковь признала и того и другого святыми, напомнив тем самым, что разные мнения в духовной жизни не столько исключают, сколько дополняют друг друга.
27 января - память святой равноапостольной Нины. Она родилась в 276 г. в Иерусалиме и уже в юности отличалась пламенной христианской верой. В 315 г. Нина прибыла в языческую до той поры Грузию, где мудрой проповедью, добрым примером, силою молитв и чудесными исцелениями обратила ко Христу множество людей, включая царя и придворных. До самой своей кончины в 340 г. святая Нина утверждала в Грузии христианство, не допуская в этом деле никакого государственного принуждения.