Дмитрий Иванович Менделеев. |
МЕНТАЛИТЕТ, пожалуй, самое модное ныне понятие, означающее совокупность специфических привычек, особенностей этноса, целого народа или его отдельных социально-политических групп. В главном своем проявлении - это характерный национальный дух, существующий на уровне подсознания людей. Например, про всех нас можно сказать пушкинскими словами: "там русский дух... там Русью пахнет!"
У каждого народа ярко выражена своя, присущая только ему специфика менталитета, особо заметная в экономической сфере деятельности. В этом смысле можно говорить и об экономическом менталитете того или иного народа. В частности, следует выделить ряд особенностей именно русского экономического менталитета.
Русские - народ общинный, имеющий привычку к жизни в общинах, к артельной работе. Общинный и артельный труд - характерная черта русского уклада жизни. Поколения русских людей, живших в достаточно суровых природно-климатических условиях, научились их преодолевать с помощью различных форм простейшей кооперации (сельской общины и артели, затем рабочей артели).
Суровая окружающая среда приучила русских не только к общинному труду, но и к жизни в нужде, без излишков, как хроническому состоянию. Русские люди неприхотливы и привыкли довольствоваться малым. Поэтому в нашем народе стремление к материальному благополучию, достатку никогда не являлось преобладающим. На первом месте всегда оставалось достижение определенных духовных целей - веры и любви, грамотности, овладение каким-либо редким видом ремесла и т.п.
И далеко не случайно, что немало богатейших русских купцов и промышленников ХIХ столетия значительную долю свободного капитала стали вкладывать в развитие народного просвещения, в строительство и содержание городских театров, церквей, покупку картин лучших художников и т.д. Причем некоторые из них занимались подобным меценатством столь усердно, что иногда теряли контроль над собственными доходами и безнадежно разорялись, впрочем, успев посеять в душах и памяти людей то самое "разумное, доброе, вечное", что одно только и имеет непреходящую ценность.
Это качество русских создало необъятный многовековой запас моральной прочности и терпения, на котором во все времена держалось и держится до сих пор нескончаемое бездарное реформаторство в России.
Удивительна также наша излишняя доверчивость ко всему западному, зарубежному и наивная, подчас рабская убежденность, что все там, в дальних странах, лучше нашего, русского. Отсюда неустанное стремление многих поколений перенести "бесценный заграничный опыт" на русскую почву.
Весьма показательно наше неумение или, вернее, нежелание работать в таких сферах, связанных с кропотливым однообразным трудом, как финансово-банковская деятельность, торговля. В то же время преобладает стремление к творчеству, полету мысли, крупным масштабным проектам и техническим изобретениям. От творческого состояния "задумчивой лени" совсем близко до "обломовщины", этой болезни доброй половины старой, помещичьей Руси, в конце концов и погубившей ее. "Задумчивая лень" русских Онегиных и Обломовых затрещала и рухнула под энергичным, нахрапистым напором прагматиков Штольцев и прочих немцев - "новых русских" ХIХ века.
Можно подумать, что у нас в России недоставало собственных мыслителей, экономистов, ученых-исследователей, инженеров и т.п, поэтому временами и было так плохо.
На самом деле их всегда было с избытком - хватало не только родному отечеству, но и другим, как сопредельным, так и заокеанским державам. Русское государство почти всегда отличалось безумной расточительностью по отношению к талантам русского происхождения, губило и разбрасывало их по сторонам без видимой жалости.
В обществе преобладает небрежное отношение к собственным идеям и достижениям, медлительность и нерасторопность в использовании отечественных разработок, увлечение крайностями. Так, за три последних столетия Россия дала миру целую плеяду выдающихся экономистов от Ивана Посошкова до Василия Леонтьева. Но пользы стране это практически не принесло - их идеи на родине, как правило, оказывались невостребованными и в лучшем случае находили применение в западных странах. Например, в то же самое время, пока Леонтьев терпеливо занимался в США своими разработками по межотраслевым балансам, на его родине покончили с "рыночной стихией" и перешли к всеобщему планированию. Рыночные законы были преданы анафеме, а новый идол - план - поднят на социалистический пьедестал. Теперь предается анафеме ненавистный план, а новый, пока довольно безобразный идол - рынок - водружается на освободившийся пьедестал. Как всегда, вопреки диалектике, никаких полутонов и переходных состояний, естественных сочетаний из прошлого и будущего.
Таким образом, пушкинское выражение "задумчивая лень" удачно подчеркивает, пожалуй, главную особенность русского национального характера, проявляющегося и в экономике. Нельзя сказать, плохо это или хорошо, мы просто такие, какие есть, и в обычное мирное, спокойное время не привыкли быть другими. Стремление к правде, неторопливое осмысление и сопереживание, касается ли это мировых событий или каких-то мелких, незначительных фактов, очень симпатичная черта нашего народа. Но, кажется, время взрослеть наступило, мир вокруг нас радикально изменился. Миром теперь правит западный прагматизм.
Времени у русских, если мы хотим сохранить себя как единый, большой народ, почти не осталось. Пора понять, что нация только тогда полнокровна и полноценна, если она, в том числе и в соответствии со своим менталитетом, контролирует прежде всего экономическую сферу жизни. Всем русским также пора понять, что подавляющая часть разного рода клеточек и каналов движения в современном общественном организме должна быть освоена и контролироваться ими. Для этого нужно не только осмыслить и изменить довольно опасные для самосохранения нации особенности своего экономического менталитета, но и постараться занять большую часть командных высот в собственной стране. Надо стать лучшими и преуспевающими предпринимателями, банкирами, парламентариями, юристами, торговцами, посредниками и администраторами. Другого пути у русских в России нет.
В этой связи очень кстати будет напомнить о некоторых экономических идеях Дмитрия Ивановича Менделеева.
* * *
Менделеев - один из той великой когорты деятелей русской науки и культуры, составившей мировую славу России XIX века. Как часто даже внешне похожи эти люди. Они словно вырублены из одной несокрушимой, базальтовой скалы и созданы для нескончаемой, разнообразной работы. И за что бы ни брались люди этого ряда, везде они достигали выдающихся результатов или хотя бы оставляли свой неповторимый заметный след.
Еще совсем молодым человеком, 35 лет, в 1869 г. Менделеев опубликовал первую работу о периодическом законе, а вскоре приобрел мировую известность как основатель Периодической системы элементов. После этого ему предстояла еще долгая жизнь (он скончался в возрасте 73 лет в 1907 г.). Впрочем, личности такого масштаба для полной реализации своих возможностей и ста лет мало. Это был очень живой, увлекающийся человек, сохранивший энергию, молодость до конца дней.
За свою разнообразную жизнь Дмитрий Менделеев имел множество занятий - чтение лекций в Петербургском университете, участие в основании Русского химического общества, работа в качестве управляющего Главной Палаты мер и весов, созданной по его проекту при Министерстве финансов. В представлении многих Менделеев остается прежде всего гениальным химиком, хотя абсолютно большая часть его трудов посвящена вовсе не химии. С не меньшим основанием его можно считать, например, выдающимся инженером-технологом и экономистом (в 25-томном собрании его сочинений экономические работы составляют 4 тома).
Достаточно раскрыть его книгу "Заветные мысли" (опубликована в 1905 г.), в которой он рассматривает в единой системе такие вопросы, относящиеся к России переходного периода на рубеже XIX-XX вв., как проблемы народонаселения и образования, внешняя торговля, организация промышленности и сельского хозяйства, устройство правительства России. Эта книга не потеряла своей ценности и актуальности, поскольку многое из того разумного и рационального, что предлагал Менделеев, не выполнено до сих пор.
Менделеев достаточно скептически, пожалуй, даже отрицательно относился к увлечению русскими марксизмом. Революционером он был только в своих делах и открытиях. Возможно, именно потому, что он достаточно хорошо знал марксистскую теорию, он оставался истинно русским человеком, реалистом, сторонником эволюционного развития России по традиционному капиталистическому пути.
В своих экономических работах Менделеев довольно много места уделил процессам накопления капитала, поскольку понимал, что в них реально консервируется прошлое, обеспечивается настоящее и будущее. Он подробно показывает, что капитал как труд есть дело людского развития, а не природное. Голландия богата, несмотря на природную свою бедность. Россия же, как Китай, бедна, несмотря на природные свои богатства. Поэтому первейшую и настоятельную обязанность правительства составляет создание всех условий для возможности и возбуждения в народе усиленного труда, накопления капиталов и возрастания богатства.
А вот следующее высказывание адресуется непосредственно нам в сегодняшний день: "... наш промышленный рост есть, но мал, не отвечает ни требованиям времени, ни природным ресурсам, и надо хоть понемногу начать разбираться в причинах нашей промышленной отсталости и бедноты".
Несколько крупных работ Менделеева посвящены обоснованию налоговой и тарифной политики в России. В кратком изложении все его пожелания можно свести к следующим: "Желательно, чтобы начинающимся и особенно кооперативным (артельным) предприятиям было оказываемо исключительное внимание и всякие с них налоги уменьшаемы ради их усиленного возникновения.
Желательно, чтобы основанием государственных доходов служили первее всего косвенные обложения предметов не первой необходимости: спиртных напитков, табака, сахара, чая, и т.п. (но не продуктов нефти и др. видов горного дела), таможенные сборы, прогрессивный налог на денежные (акционерные и т.п.) капиталы (но не подоходный налог), чистые доходы казенных имуществ и предприятий, прогрессивные налоги на наследства, квартиры и жилища, на залоги, контракты, счета и промышленно-торговые предприятия, а в их числе и на казенные. Уплаты же, ныне производимые за отправку писем и телеграмм, за межевые измерения, за обучение, за проверку мер и весов и т.п., не будучи отяготительными, желательно по возможности сохранить, но обращать преимущественно на удушение соответственных и близких дел".
И далее: "Облагать прогрессивно полезно, быть может, только капитал пассивный, т.е. денежный и во всяких доходных бумагах, а всякий капитал, приложенный к делу, к торговле ли, земле ли или промышленности, облагать прогрессивно - значит задерживать рост промышленности...
Из косвенных обложений, по моему мнению, всего нерациональнее обложение нефтяных продуктов, но я не стою за уничтожение и этого обложения, только за его понижение и вообще полагаю, что косвенные обложения следует пересмотреть в подробностях, но сохранить как такой основной вид обложения, к которому народ привык и который ныне у нас едва ли возможно по размерам заменить каким-либо иным".
Эти бы мысли да в головы наших творцов нового Налогового кодекса РФ. Видно, не читали они экономических трудов великого химика, а между тем много полезного могли бы там почерпнуть для улучшения налоговой системы в современной России.
И в заключение вот такое пожелание из менделеевских "Заветных мыслей", также не потерявшее своей злободневности и сейчас: "Желательно, чтобы русский народ, включая в него, конечно, и всю интеллигенцию страны, свое трудолюбие умножил для разработки природных запасов своей страны, не вдаваясь в политиканство, в наше время подходящее лишь для народов, уже успевших скопить достатки, во много раз превосходящие средние скудные средства, скопленные русскими. Прочно и плодотворно только приобретенное своим трудом. Законодатели много, даже более всего сделают благого для страны, если примут меры, поощряющие труды всякого рода, если трудолюбию помогут более, чем породе и достатку, даже таланту, и если отнесутся к трудолюбцам благосклоннее, чем к небокоптителям, дармоедам и хулиганам".