ЭТИ ДНИ в Русской Православной Церкви проходят под знаком двух великих праздников - недавнего Рождества Христова и приближающегося Богоявления. Когда-то Рождество и Богоявление отмечались одновременно. До сего дня по древнему обычаю их совмещает Армянская Церковь. Но у большинства современных христиан эти праздники разделены. Католики, почти все протестанты и большая часть православных Церквей отмечают Рождество 25 декабря, а Богоявление - 6 января. Русская Православная Церковь и вместе с нею многие российские протестанты отмечают эти праздники соответственно 7 и 19 января.
Праздник Рождества напоминает, как различно люди встречают Бога. Христос родился в хлеву - в селении, куда пришла Богоматерь, ей не нашлось более достойного места. Люди часто отводят Богу лишь темный угол души, похожий на хлев! Радостно встречают новорожденного пастухи - простые честные труженики. С великими дарами, но долгим и трудным путем идут к Богу волхвы - носители человеческой мудрости. Власть земная в лице царя Ирода воспринимает Бога как конкурента и готова убить Младенца. Так было 2000 лет назад. Так случается и сегодня.
Праздник Богоявления в современном православии совпадает с праздником Крещения Господня и знаменует начало общественного служения Христа. Почти тридцать лет Иисус провел в тихом еврейском селении, "возрастая духом". И наконец пророк Иоанн призвал людей к покаянию. Каясь в грехах, толпы людей входили в воду, а Иоанн совершал над ними обряд очищения, именуемый по-гречески "баптисма", а по-русски - "крещение покаяния". Указывая грешникам путь к Богу, Безгрешный Иисус принял Иоанново крещение. Смущенный Иоанн Креститель пытался протестовать: "Мне надо креститься от Тебя..." Но Иисус не пожелал выделяться среди других людей: "Так надлежит нам исполнить всякую правду..."
Рождество и Богоявление напоминают верующему, что Бог - не бесчеловечная "Машина Мироздания", не капризный тиран, не жестокий каратель. Оберегая нашу свободу, Он приходит к людям не как Всемогущий Царь, а как беспомощный младенец. Приходит в сострадании, чтобы разделить с людьми их участь, их жизнь и смерть. Приходит прожить жизнью ребенка, юноши, взрослого человека, а затем мучительно умереть на кресте. Умереть потому, что земным политиканам и религиозным фанатикам не по душе Его зов к беспредельному человеколюбию. Смертью Своей и сошествием во ад Он освобождает людей от вечной власти смерти и ада. Теперь смерть имеет над нами лишь временную силу. Теперь лишь по нашей собственной глупости, злобе и жестокости ад может нас поглотить.
С праздником Крещения связано великое освящение воды. Тысячи людей приходят накануне праздника и в самый день его за крещенской водой. Среди них можно встретить даже тех, кто почти не верит в Бога.