ОН БЫЛ народным артистом СССР и восьми республик. Махмуд Алисултанович Эсамбаев - чеченец из села Старые Атаги, выросший в Киргизии после депортации семьи в 40-х. Он имел за плечами лишь шесть классов средней школы, но родился танцовщиком по склонности и таланту - и стал артистом наперекор воле отца, считавшего выбор сына недостойным настоящего мужчины. Солист эстрадной сцены, имевший в 50-70-х годах огромную популярность. Герой светских хроник последних лет, где его неизменная папаха из отборного каракуля была столь же приметной, как и другой предмет гордости Эсамбаева - осиная до старости талия...
Он начинал в оперном театре города Фрунзе, куда его приняли, оценив возможности самородка, после двухлетнего профессионального образования (для танцовщика срок малый до невозможности). Экспрессия его жеста и орлиная внешность пригодились для Злого гения, Гирея, Тараса в "Тарасе Бульбе" и феи Карабос - отрицательной героини "Спящей красавицы". Позже он создаст уникальный монотеатр танцминиатюр. И объедет весь мир с программой "Танцы народов мира". Многие композиции он поставил себе сам, на сто пятьдесят процентов используя свой феноменальный от природы шаг, склонность к гротеску и редкого масштаба мужскую грацию. Выступая в одиночестве, Эсамбаев легко подчинял себе любую сценическую площадку, мастерски умел приковать к себе внимание и удержать его. Он создал авторский театр танца, в котором артисту не было и нет конкурентов. Зная законы эстрады, Эсамбаев выверял свои эффекты по секундомеру - и при этом захватывал невероятной силы экстазом. Все его номера становились шлягерами.
Бразильский танец "Макумба" - злой дух, покрытый перьями и с красным, точно в крови, лицом. Или "Золотой бог" - эстрадный вариант индийского танца бхарат-натья, в котором Эсамбаев показывал восход солнца через виртуозное медленное "вырастание" из приседания и заход светила - через столь же медленное опускание. Монгольский "Охотник и орел", башкирский "Воин", колумбийский "Бамбук", "Танец огня" на музыку Мануэля де Фалья. И "Автомат", взятый им из старого балета "Красный мак", - там Эсамбаев танцевал в вечернем костюме и цилиндре, с набеленной маской кокаиниста.
В последние годы он занимался благотворительностью и проблемами чеченских беженцев, смирясь с утратой бриллиантов и художественной коллекции, исчезнувших в Грозном в войну 1995 года. В России ему симпатизировали всегда, даже в самые острые моменты российско-чеченского противостояния. Ведь советский артист Эсамбаев жил, как метко заметили в одном из теленекрологов, в "эпоху до полевых командиров". И таким он останется в народной памяти.
Позавчера состоялась гражданская панихида. Среди других выступали Руслан Хасбулатов и Иосиф Кобзон, который сказал, что когда-нибудь прах Эсамбаева будет лежать в его родной земле. Но Махмуд Эсамбаев, согласно его завещанию, был похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.