Рождественская звезда в храме Рождества (Вифлеем). |
Этот праздник совпадал с языческими празднествами, которые проводились ранее у греков, римлян и языческих народов Запада. Церковь должна была бороться против языческих обрядов этого празднества, которые соблюдались наряду с новыми, христианскими. Одним из самых действенных средств для обращения народных обрядов в христианское празднество стало увеличение церковных служб в эти дни, торжественность их совершения. Для этого стали организовывать особые церковные зрелища - "мистерии" из жизни Иисуса Христа.
Рождество Христово праздновалось в средние века с особой торжественностью. Накануне праздника храмы, роскошно украшенные и освещенные тысячами свечей, были переполнены молящимися. Вся ночь проходила в совершении разных служб, при участии хора певчих и всех прихожан. В числе древнейших церковных гимнов был, например, гимн, повествующий о поклонении пастухов родившемуся Богомладенцу.
С XI века в Западной Церкви становится известен обряд-мистерия "Поклонение пастырей". Такой обряд совершался в ночь накануне первого дня праздника, между утренней и ранней обедней - мессой. На мраморном столике, возвышавшемся над главным престолом, устраивались ясли, в которых находилась статуя или изображение Девы Марии. Пять старших священников-каноников в церковном облачении с амиктами (льняными платками) на голове и с жезлами в руках представляли собой вифлеемских пастырей у входа в алтарь. К ним подходил мальчик из хора, изображавший ангела, и возвещал пастырям Рождение Спасителя, произнося евангельские строки.
Пастыри проходили в алтарь, а в это время дети-певчие, стоявшие в разных местах храма, представляли небесное ангельское воинство и пели: "Слава в вышних Богу..." Затем пастыри направлялись к яслям с пением гимна в стихах. Здесь их ожидали два каноника, условно представлявшие двух женщин, находившихся при Святой Деве. Они спрашивали: "Кого ищете в яслях, пастыри?" - "Мы ищем, - отвечали они, - Спасителя, Христа". Женщины (канонники) отдергивали завесу, которая скрывала статую Младенца Иисуса. Указывая на нее, они говорили: "Вот он - этот Младенец, со Своей Матерью". Тогда пастыри преклонялись перед Ним и приветствовали Деву Марию гимном: "Буди благословенна Царица неба", а потом торжественной процессией возвращались в алтарь. При этом они пели: "Аллилуйя, аллилуйя! Воспойте же Его пришествие!" Затем следовал возглас священника, которым начиналось совершение обедни.
Такова одна из древнейших мистерий, которая в виде так называемого "Вертепного действа" была известна и на Западной Украине, куда перешла из Польши. Интересно, что Византия в этом отношении опередила Запад: здесь мистерии появились уже в V-VI веках, а в Х-ХI веках в церкви святой Софии в Константинополе и других городах торжественно устраивались драматические представления. Что касается Западной Церкви, то здесь мистерии развивались в связи с богослужением. Само название средневековых действ - "мистерии" - указывает на это: "мистериум" или "министериум" означает служба, церковный обряд.
Из числа рождественских мистерий, находившихся еще в связи в церковным богослужением, но уже наполовину отделившихся от него, можно привести одну, содержащуюся в мюнхенской рукописи начала ХIII века. Мистерия открывалась появлением "пророков Христа". Этим прологом обычно начинались рождественские мистерии. Каждый из них произносил свое пророчество о Спасителе, затем возвещал о рождении Христа, пелись рождественские церковные гимны.
После этой сцены по порядку евангельского повествования следовали Благовещение Деве Марии, поклонение волхвов и пастырей, гнев Ирода, убиение невинных младенцев и бегство в Египет Святого семейства. Все эти события передавались в соответствии с евангельским повествованием. В частных же сценах евангельские эпизоды уже дополнялись и вымышленными сценами.
С большой выразительностью исполнялся обряд Поклонения волхвов. Возле яслей находилось ложе Марии, около которой стоял праведный Иосиф, "в соответственном его роли одеянии и с длинной бородой, - как говорится в указаниях постановки мистерии. - Вверху видна звезда". Ясли устраивались уже не у церкви, а на церковном дворе, где и происходило представление мистерии и где делались разные приспособления: трон для Ирода, места для окружавшей его свиты, для воинов и оруженосцев, места для иудейских законников, которых призвал Ирод, для сцен в Египте и т.п.
Возвращаясь от яслей, пастухи встречались с волхвами, и между ними происходил разговор, после чего волхвы беседовали про появившуюся на небе необычную звезду. "Я изучал звезды, - говорил первый из них, - их природу и различное движение, и я в совершенстве знаю их число. Но когда я смотрю на эту звезду, то более и более удивляюсь, потому что еще никто, кажется, не видел еще такой... Однако после более внимательного размышления я прихожу к выводу, что родилось Дитя, Которому покорится мир и перед Которым вострепещет вся вселенная"... Два других восточных мудреца не уступали первому в ученых рассуждениях.
Автор мюнхенской мистерии был, несомненно, лицом церковным - монахом, и, может быть, одним из преподавателей в монастырской школе. Воспитанники таких школ обычно принимали участие в представлении мистерии. И не случайно, что эта рукопись была написана в Мюнхене, - ведь "мюнх" по-немецки "монах", и город когда-то рос вокруг монастырских стен... С середины ХIII века в больших городах Западной Европы стали появляться особые корпорации, члены которых специально занимались организацией мистерий во время церковных праздников. Представители Церкви лишь наблюдали за общим ходом дела, так как Церковь по-прежнему поддерживала такие действа. Так продолжалось до ХVI, а в Испании - до ХVII-ХVIII веков, после чего мистерии вышли из церковного обихода. Но и сегодня почти в каждом храме в рождественские дни можно увидеть влияние былых мистериальных традиций: скульптурное изображение яслей Христовых, лежащего в них Богомладенца, стоящих рядом Деву Марию и праведного Иосифа. А перед яслями - фигурки пастухов и волхвов, пришедших поклониться Спасителю мира.