МОСКОВСКАЯ служба спасения существует уже почти четыре года. Особую популярность она приобрела после того, как на канале НТВ появилась одноименная передача, выходящая в воскресенье с утра. Молодые ребята стали звонить по телефону 937-91-11 и проситься на работу. Кстати, совсем скоро - 27 декабря - люди, работающие здесь, будут отмечать свой профессиональный праздник - День спасателя. Офис спасателей расположен в небольшом особняке на Абельмановской, 4а, недалеко от метро "Пролетарская".
То, что видят телезрители воскресным утром - ежедневный подвиг, если можно так выразиться, "парадная сторона" профессии спасателей. Меня же интересовала "технология" работы Службы спасения.
Например, на что существует служба, работающая на столицу, но тем не менее не получающая из ее бюджета ни копейки? С их коллегами из МЧС и его подразделений понятно - они финансируются из бюджета. Сфера деятельности у Службы спасения несколько другая, чем у коллег из МЧС. Те больше занимаются ликвидацией последствий стихийных бедствий, техногенных и экологических катастроф. Работа же Московской службы спасения тесно связана с повседневной жизнью города и бытом его обитателей. Так называемые "ничьи" случаи: ребенок натянул на голову кастрюлю и никто не может ее снять, у хозяйки палец застрял в мясорубке; ребята, играючи, приковали на морозе наручниками своего товарища, открыть не получается - парень замерзает. Страшные ДТП, когда вытащить людей из искореженных автомобилей невозможно без помощи гидравлики. Многочисленные собаки, провалившиеся в люки; кошки, забравшиеся на деревья; птицы, застрявшие в вентиляционных шахтах... Конечно, когда в Москве взрывались дома, когда были крупные пожары, например в гостинице "Интурист", на места трагедий приезжали и работали бок о бок и те и другие. Но подобное, к счастью, происходит редко.
Единственная услуга, которую спасатели оказывают за деньги - это открывание железных дверей. Открыть захлопнувшуюся дверь стоит 200-400 рублей, но деньги спасатели возьмут лишь в том случае, если за этой дверью не может произойти никакого ЧП - нет пожара, потопа, утечки газа, там не остался психически больной человек или маленький ребенок. Если спасатели, открывшие такую дверь, обнаружат за ней старушку или инвалида-колясочника, то, конечно же, тоже не возьмут с них денег. Сама же дорогостоящая металлическая дверь при этом не будет испорчена. Зачастую после работы уникальных специалистов, работающих в службе, даже не приходится менять замок.
Другой способ зарабатывания денег, о котором сегодня мало кто знает, это оказание Службой спасения информационных услуг владельцам сотовых телефонов. В справочный зал Службы спасения владелец телефона может позвонить круглосуточно и спросить все что угодно, начиная с того, по какому номеру можно заказать билет на самолет или забронировать апартаменты в гостинице, и заканчивая совершенно нестандартными вопросами и просьбами, например, "где продаются балетные тапочки сорок первого размера?". Однажды клиент попросил оператора напомнить мелодию одного вальса. Девушка напела. Клиент остался доволен. Но и такого рода услуги стоят не очень дорого. Денег хватает только на очень скромное существование. Люди зарабатывают здесь в среднем столько же, сколько бюджетники. А еще надо покупать для спасателей обмундирование, инвентарь, такой дорогой нынче бензин.
В Московской службе спасения всего четыре автомашины. Спасатели "летают" по городу на белых "Лендроверах". Как же им удается успевать везде? На места происшествий спасатели прибывают одними из первых. В этом им помогает прекрасное техническое оснащение их автомобилей. В каждом "Лендровере" установлена система спутниковой навигации. (В свое время служба создавалась на базе Центра гибких технологий безопасности, но быстро проела деньги центра. Спасение людей - деятельность затратная.) Оперативные дежурные информационного центра, куда поступают звонки, всегда могут связаться с экипажами и отследить именно ту машину, которая находится ближе всех к месту происшествия. В результате получается так, что практически в любую точку огромного города спасатели добираются за 15-20 минут. Сотрудники не помнят такого случая, чтобы позвонившему отказали в помощи из-за того, что нет машин. Кстати, в американской службе "911", по аналогу которой создана московская служба, собственно спасателей нет. Работа "911" ограничивается лишь работой информационного центра, который оперативно оповещает о беде, постигшей американца, соответствующие городские службы.
Сколько же спасателей в Московской службе спасения? Их всего около ста. В каждом экипаже четыре человека, среди них обязательно опытный врач. Работают ребята сутки через трое, но часто приходится трудиться сутки через сутки. Особенно тяжело им было в дни недавних страшных событий в Москве, ведь сотрудники Службы спасения работали и на разборе завалов в Печатниках и на Каширке, а остальной город продолжал жить своей обычной жизнью - также захлопывались двери, и в квартирах оставались немощные старики и малые дети, были ДТП, самые разные несчастные случаи, помочь при которых не могли ни врачи, ни пожарные, ни милиция.
Практически все, кто пришел сюда четыре года назад, остались и работают только здесь, не подрабатывают, несмотря на скромную зарплату. Почему? Во-первых, здесь тяжело. Люди устают и физически, а еще больше психологически. В выходные спасателю просто необходим полноценный отдых. А во-вторых, поработав здесь, люди просто не могут трудиться где-либо еще. Так что здесь практически нет привычной ныне почти везде "текучки кадров". Отбор очень жесткий. Люди приходят откуда угодно, зачастую и просто с улицы. Если вакансии есть, а это бывает крайне редко, то пришедшего будут проверять. Человек, желающий стать спасателем, должен быть не старше 35 лет, отслужить в армии, иметь отличную физическую подготовку, не иметь судимостей. Очень важно при тестировании также выяснить мотивацию его желания работать в Службе спасения. Ведь здесь никогда не будет ни денег, ни славы. Только тяжелая, подчас рутинная работа. Если кандидат прошел все эти испытания, то он начинает учиться спасательному делу. За два месяца он должен освоить все спасательные дисциплины: пройти альпинистскую, противопожарную, кинологическую подготовку. Научиться работать с аварийно-спасательным оборудованием, средствами связи и навигации, а затем сдать все зачеты. Но самое главное испытание предстоит новичку, когда его прикрепляют к экипажу. Со всеми необходимо сработаться, потому что экипаж должен быть, как семья. Иначе никакой работы в экстремальных условиях, в условиях риска для жизни не выйдет. Останется новичок в экипаже или нет, решают члены экипажа.
В информационном центре Службы, расположенном в этом же особнячке на Абельмановской, работают посменно девушки-операторы и оперативные дежурные. Десять девушек в каждой смене. К информационному центру подключены все основные каналы связи: многоканальные телефоны московской городской телефонной сети всех работающих в столице телефонных компаний и радиостанции различных систем связи, в том числе работающие в любительском диапазоне 27 мегагерц. Нагрузки колоссальные - 15 тысяч сообщений о чрезвычайных происшествия в сутки поступает сюда. В небольшой зал нельзя входить без специального разрешения. На возвышении, словно на сцене, установлены ряды компьютеров и телефонов. Все девушки в наушниках. Они отвечают на звонки и определяют, нужно ли по данному вызову высылать экипаж. Если да, то звонок переадресовывается оперативному дежурному, который связывается со спасателями. Но спасатели выезжают всего около 60 раз в день. Соответственно в большинстве случаев людям помогают операторы, не выходящие на улицу. Умело разговаривая с людьми и давая советы, эти молоденькие девчонки тоже спасают человеческие жизни. Поэтому отбор и здесь очень строгий. Помимо высшего образования, умения работать на компьютере необходимо иметь приятный голос и очень хорошо знать город. Здесь нужны также быстрота реакции и крепкие нервы. Ведь порой приходится выслушивать такое... В жизни бывает всякое: страшные ситуации, которые даже трудно себе вообразить; звонит много психически больных людей (особенно в период осенних и весенних обострений), самоубийц, число которых увеличивается в праздничные и выходные дни. Иногда звонки бывают просто нелепыми, а ответить резко никому нельзя. Вот, например, однажды, рассказывает Екатерина, позвонила женщина. Банальная ситуация - муж ушел к другой. А она требует выслать спасателей, чтобы они съездили туда, куда ушел муж, и привели его обратно. Ей объясняют, что нельзя этого сделать, предлагают телефоны психологической помощи. А она в ответ: "Нет, не надо. Приезжайте вы! Вы же СПАСАТЕЛИ!!!" Другой случай. Девушка расчесывала длинные волосы и запуталась в них расческой так, что хоть отрезай косу. Тоже зовет спасателей к себе. (В этом случае они, кстати, действительно приехали и разобрали по зубчикам расческу. Шикарная коса была спасена.) Вот так многообразно люди понимают слово СПАСЕНИЕ.
Говоря о технологии успешной работы московских спасателей, необходимо напомнить и об их помощниках-добровольцах, на профессиональном жаргоне спасателей они называются "сибисты". Это автомобилисты-радиолюбители, которые на собственные деньги устанавливают в своих машинах и квартирах радиостанции и оповещают Службу спасения о тех городских происшествиях, свидетелями которых они становятся. Они помогают людям, попавшим в беду, связаться со спасателями, они же информируют экипажи о пробках на дорогах, помогая выбрать самый короткий маршрут. На машинах "сибистов" эмблемы Службы спасения - летучая мышь на фоне земного шара и ключ. Символика здесь следующая: летучая мышь - самый быстрый и ловкий зверек, прекрасно ориентирующийся в темноте; земной шар символизирует многообразие оказываемой помощи; а ключ, видимо, один из конкретных ее видов - открывание дверей. На машинах добровольцев надпись: "Радиоканал экстренного вызова Службы спасения". Так что связаться с особнячком на Абельмановской можно даже тогда, когда поблизости нет телефона. И спасатели обязательно приедут и помогут или подскажут, как быть и в какие оперативные аварийные службы города надо обращаться. Напомню телефон Московской службы спасения: 937-99-11.