МЕЖДУНАРОДНАЯ научно-практическая конференция "Эвритмия: вчера, сегодня, завтра" проходила 24-25 ноября по инициативе московской Академии эвритмического искусства и при участии профессора Дюссельдорфской консерватории Томаса Леандера.
Эвритмия (прекрасный ритм) представляет собой направление в искусстве балета, созданное в 1912 г. основоположником религиозно-философского учения антропософии Рудольфом Штейнером. Поиск синтеза в культуре породил в начале ХХ в. в искусстве стиль модерн, в духовных исканиях оккультные направления теософии (Елена Блаватская) и антропософии. Антропософия Штейнера как наука о духовном развитии человечества соединила в своей доктрине частично и знания античных мистических культов, и учение христиан-гностиков, и индуистско-буддийские представления. А идея единства эстетического и эзотерического нашла свое воплощение в новом балете, сочетающем в себе искусство пластики, музыки, цвета, слова и антропософское учение.
Начиналась эвритмия с попытки "реконструкции" элевсинских мистерий и постановки мистерии "Легенда о Фаусте".
Современных российских поклонников эвритмии, создавших академию в Москве в 1992 г., привлекает штейнеровский принцип передачи спиритуального импульса в формах пластики, способной выразить жизнь духа. Но духовность понимается в антропософском смысле - как личностная духовность без религиозных национальных отличий.
Само же учение Рудольфа Штейнера, его интерпретацию духовного развития человечества, его воззрения на природу Богочеловека Иисуса Христа и его миссию в деле спасения мира сторонники эвритмии знают не в полной мере. Некоторые из них, по-видимому, даже незнакомы с ними. А именно система этих взглядов носит откровенно оккультный характер.
Так, для Рудольфа Штейнера в Иисусе Христе соединены два начала - Иисус и Христос. Иисус, по Штейнеру, предсуществовал до своего земного воплощения в образе ангело- и архангелоподобного существа в тонком духовном мире. И уже оттуда "в лемурическую и атлантические эпохи" трижды спасал человечество. На основе своего прочтения Евангелия основатель антропософии делает вывод о существовании двух Иисусов. Одного он называет "соломоновым мальчиком" и считает носителем духа Заратустры. Другого называет "натановым", который, выросши, воспринял в себя Христа, понимаемого Штейнером как божественная сущность. Впервые такое "принятие" в себя Христа Иисусом произошло во время Крещения на Иордане.
Даже при кратком изложении взглядов Рудольфа Штейнера видно, сколь они отличны от учения Православной Церкви.
Предложенная на конференции идея постмодернистского осмысления "духовной науки" Штейнера, как занявшей свою нишу в традиции интерпретаций Священного Писания, также является неприемлемой для православного сознания, основным пафосом которого является свидетельствование об Истине, а не коллекционирование толкований. Интерпретационный подход к прочтению Ссвященного Писания был предложен протестантскими теологами на конференции "Роль Церкви в эпоху постмодернизма", проходившей в 1987 г. в Нью-Йорке. В таком подходе теологи осмысляют Библию как текст и как историю, открытую для интерпретаций, посредством которых осуществляется диалог человека с Богом.
Размытость догматических границ, стремление включить штейнеровский балет в "новый синтез" культуры постмодернизма, на наш взгляд, продолжает развивать утопичную "духовную модель мира" антропософа Рудольфа Штейнера.