0
2364
Газета Стиль жизни Интернет-версия

07.12.1999 00:00:00

Миф о медведе

Тэги: символ, медведь


Любимец команды.
Фото из журнала "Огонек", 1952 г.

В СВОЕ время в "НГ" (06.03.98) была опубликована статья Вильяма Похлебкина, посвященная проблемам российской национальной символики. В числе прочего автор предлагал использовать в качестве гербовой фигуры не чуждого нам орла, а национально близкого медведя. Статья называлась "Красный флаг России и другие ее естественные символы". Медведь - это естественный символ, олицетворение характера России, ее истории, природы и т.д.

Очевидно, версия о том, что орел - это не наш русский символ, а двуглавый византийский агент, залетевший к нам во времена Софьи Палеолог, нашла своих почитателей. Наш символ - иной. Как говорит в известном фильме блистательная Ольга Андровская: "Медведь, медведь, медведь!"

На эту точку зрения ориентировались, по-видимому, и создатели одноименного предвыборного блока. Предполагается, что огромный косолапый зверь близок, понятен электорату, вызывает у него симпатию и уважение, граничащее с почтением. Своего рода животный аналог популярного молодильного яблока/"ЯБЛОКА". Посмотрим, насколько верна эта презумпция.

КОНТУРЫ ОБРАЗА

Медведь - силен, свиреп, страшен. Вспомним: "Но вдруг сугроб зашевелился,/И кто ж из-под него явился?/Большой взъерошенный медведь;/Татьяна ах! а он реветь..." или: "Крестьянин ахнуть не успел, как на него медведь насел..." В то же время медведь, по общему мнению, не так уж и смел - во всяком случае, здесь он уступает волку. Есть и поговорка: Не дал Бог медведю волчьей смелости, а волку медвежьей силы! И ленив он (Силен медведь, да в болоте лежит), и вороват... По какому-то странному совпадению даже наше национальное отношение к работе выражено через образ косолапого: Дело не медведь, в лес не уйдет (см. словарь Даля).

Наконец, в фольклоре, да и в анекдотах медведь выглядит не лучшим образом. Силен, но прямолинеен, туповат... Сказочного медведя легко провести. Вспомним знакомое с детских лет: "Не садись на пенек, не ешь пирожок..." Словом, добрый, сильный, недалекий, неуклюжий (Собакевича Гоголь находит похожим на средней величины медведя). Медвежья услуга - то, чем Топтыгин может удружить тем, кому он благоволит. А кому нет - задерет, загрызет, заломает...

С РОГАТИНОЙ НАПЕРЕВЕС

На Руси издревле были популярны медвежьи бои, то есть схватка медведя с человеком. Вот как описывает такого рода действо английский посланник при дворе царя Федора Иоанновича Джильс Флетчер: "Диких медведей, ловимых обычно в ямы или тенетами, держат в клетках. В назначенный день и час собирается двор и несметное количество людей пред феатром, где должно пройти поединку; сие место обведено глубоким рвом для безопасности зрителей и для того, чтобы ни зверь, ни охотник не могли уйти друг от друга. Там является смелый боец с рогатиною, и выпускают медведя, который, видя его, становится на дыбы, рвет и стремится к нему с отверстым зевом. Охотник недвижим: смотрит, метит - и сильным махом всаживает рогатину в зверя, а другой конец ее пригнетает к земле ногой. Уязвленный, яростный медведь лезет грудью на железо, орошает его своею кровию и пеной, ломит, грызет древко, и если одолеть не может, то, падая на бок, с последним глухим ревом издыхает. Народ, доселе безмолвный, оглашает площадь громкими восклицаниями живейшего удовольствия, и героя ведут к погребам царским пить за государево здравие..."

С внедрением огнестрельного оружия схватка перестает носить характер единоборства. Рогатина сменяется ружьем; медведя уже не бьют рогатиной, а стреляют. Хотя медведь тоже просто так не дается, огрызается и незадачливого или неудачливого охотника может изрядно помять, как Льва Толстого на охоте у Афанасия Фета.

История этого противоборства заканчивается (заканчивается не в узком практическом смысле, а в смысле символическом, как история у Фукуямы) нашумевшей медвежьей охотой премьера Черномырдина. Виктор Степанович, сам того не ведая, осуществил некий ритуальный акт, символизирующий одновременно ушедшую любовь-ненависть и наставшее холодное равнодушие к медведю-противнику. Ибо подключение к отстрелу медведицы с медвежатами где-то в Ярославской далекой земле всей властной машины с приданием этому акту государственного звучания не оставляет зверю ни единого шанса.

ЧЕЛОВЕК КАК ALTER EGO МЕДВЕДЯ

Еще одно свидетельство, теперь о России времен Ивана Грозного: "Если тирану любо усладить свою душу охотой в Александровском дворце, то он приказывает зашить кого-нибудь из знатных лиц в шкуру медведя и зашитому выступать на четвереньках, на руках и ногах. Наконец, он выпускает собак чудовищной величины, которые, принимая несчастного за зверя, разрывают и терзают его на глазах самого тирана и сыновей его..." Подобной казни был подвергнут, в частности, новгородский епископ Леонид, который, согласно летописному рассказу, был затравлен собаками, "в медведно ошив". Власть рас-человечивает своих недругов, наделяет их звериной шкурой и оскалом, звериным нутром, в конце концов.

Джером Горсей описывает иной вариант царского увеселения, в котором и медведь был настоящим, и жертвой его оказывался столь же настоящий человек. "В день св. Исайи царь приказал вывести огромных диких и свирепых медведей из темных клеток и укрытий, где их прятали... Потом привезли в специальное огражденное место около семи человек из главных мятежников, рослых и тучных монахов, каждый из которых держал крест и четки в одной руке и пику в 5 футов длины в другой, эти пики дали каждому по великой милости государя. Вслед за тем был спущен дикий медведь, который рыча бросался с остервенением на стены: крики и шум людей сделали его еще более свирепым, медведь учуял монаха по его жирной одежде, он с яростью набросился на него, поймал и раздробил ему голову, разорвал тело, ноги и руки, как кот мышь, растерзал в клочки его платье, пока не дошел до его мяса, крови и костей..."

МЕДВЕДЬ КАК ALTER EGO ЧЕЛОВЕКА

Из всей лесной живности медведь был ближе всего к человеку. Медведь на Руси - нечто вроде царя зверей, подобно льву в Африке или тигру в Индии, он - хозяин русского леса. А хозяина на Руси завсегда уважали. А значит, и медведя: Хозяин в дому, что медведь в бору.

Соприкосновение с огромным страшным медведем, одоление и подчинение его пробуждали в человеке самоуважение и стимулировали, кстати, лихую безалаберную русскую душевную щедрость: ручной медведь становился напарником, а порой и приятелем. Ручного медведя водили, его обучали разным штукам, его показывали, он плясал, кувыркался, он самолично собирал в шляпу деньги за представление; он танцевал, он изображал барышню, собирающуюся на свидание, и пьяного, и скрюченную древнюю старушку; медведь курил, тренькал на балалайке, разве что не пел... Правда, быть приятелем и балаганным забавником медведя принуждают: Не охоч медведь плясать, да губу теребят. Или: Не привязан медведь, не пляшет. Но такова медвежья доля...

Ручной медведь был неотъемлемой частью праздничного карнавального быта; участники шутовских процессий царя Петра I ездили на живых ручных медведях. Около 1750 г. императрица Елизавета запретила держать медведей в Петербурге и Москве, "а кто к оному охотник, держали б в деревнях своих и по ночам бы не водили". Впрочем, замечает историк Сергей Соловьев, прочие города от медведей освобождены не были.

Расставание с медведем, выключение его из человеческого мира было длительным. Так, в "Войне и мире", где речь идет о событиях начала XIX века, еще упоминаются вскользь невинные шалости Долохова, Курагина и Пьера Безухова: поймали квартального, привязали его спина со спиной к медведю и пустили косолапого в Мойку... Медведь кутит вместе с лихой кампанией "золотой молодежи": Пьер "ухватил медведя и, обняв и подняв его, стал кружиться с ним по комнате..."

Кстати, в известном, очень практическом смысле медведь - действительно символ Родины. Русские моряки возят его на своих кораблях по всему свету. Он пробуждает в них человеческие чувства и напоминает о далекой Отчизне - вполне ностальгический зверь. Везут, например, маленького медвежонка на фрегате "Предприятие" во время кругосветной экспедиции капитана Коцебу с берегов Камчатки к берегам северо-западной, "русской", Америки. Этот звереныш сумел даже напугать поднявшихся на судно тамошних, далеко не пугливых аборигенов: "Он сорвался с привязи, перепрыгнул через сидевших на палубе гостей и отогнал их от блюда с кашей".

Но чем дальше, тем разрушительней действует убыстряющееся и ужесточающееся время на симбиотические отношения по оси "человек - медведь". Приручать нет времени. И нет желания. Нет, наконец, под рукой объекта приручения. Приручение становится эксклюзивным правом мастеров цирковой дрессуры. Парадоксально, однако, что именно с утратой практики приручения как народной традиции, элемента стиля жизни, в массовом сознании бесповоротно утверждается антропоморфный образ медведя, ретроградное представление о косматом буром хищнике как о всегда ручном, большом, добродушном, сильном и справедливом.

Хотя тяга медведя к человеку сохраняется и порой прорывается наружу. В 1991 г., дня за два до знаменитого путча, в одной из московских газет промелькнула заметка о том, как в Магаданской области на трассу стал выходить медведь-пестун (по Далю, пестун - это перегодовалый медведь) и клянчить у проезжающих шоферов пропитание. Предполагали, что его выгнали из леса пожары. Сначала медведя подкармливали дорожники, ремонтирующие трассу. Потом дорожникам он надоел, они его прогнали, и медведь занялся разбоем: выходил на дорогу и не пропускал машины с мясом и другими продуктами, идущими на местный прииск, пока ему не дадут мзду.

СОБЛАЗН ИДЕАЛИЗАЦИИ

Параллельно с рас-человечением, "анимализацией" подданных властью народ очеловечивает зверя. Возникает и передается из уст в уста множество "медвежьих" специфических историй, одну из которых пересказал Салтыков-Щедрин в "Пошехонской старине": медведь одну бабу в берлогу увел и целую зиму ее держал.

Писатель Алексей Кожевников собрал множество "медвежьих" историй и издал интересную книжку. К медведям он относился с огромной симпатией и уважением, видя в них нечто человеческое. "Люди зря воюют с медведями. Надо, наоборот, дружить. Будет лучше и тем и другим. Приручили же, прикормили волка, сделали из него друга себе, собаку. А медведь смирней волка, его приручить легче. Волк постоянно живет на мясе. А медведь, как человек, ест все: грибы, ягоды, всякие коренья, овощи, на домашний скот нападает только по злой нужде. И пользы от медведя будет куда больше, чем от собаки, даже от лошади. Медведь может возить и в упряжке и верхом, таскать в лапах, по лестницам. Медведь многое может".

Квинтэссенция идиллических представлений о медведе - советские мультфильмы. Там медведь почти всегда добрый и справедливый. Правда, здесь есть и иной, небытовой, иерархический момент: медведь - верховный арбитр, власть в лесу, он - высший суд, и как иерарх, как представитель верховной власти, он не может иметь иного облика, кроме сугубо положительного. В общем, есть повод вспомнить то, что сказала о пушкинских "Цыганах" одна дама: во всей поэме один только честный человек, и тот медведь.

МЕДВЕДЬ КАК СИМВОЛ БУНТА

Начальник небезызвестного III отделения, т.е. государственной тайной полиции, Леонтий Васильевич Дубельт сказал однажды, что "всякий писатель есть медведь, коего следует держать на цепи и ни под каким видом с цепи не спускать, а то, пожалуй, сейчас укусит". Действительно, мера прирученности дикого зверя часто остается загадкой, а ведь зверь все-таки дикий, и может случиться всякое.

Но крупная историческая метафора размашиста, масштабна, и сравнение медведя, этого естественного символа, даже с такой ужасной для власти фигурой, как писатель, мелко и ограниченно, оно как бы игнорирует реальности бытия России. Метафора должна быть крупней. Вот хотя бы: "...Наш народ, что медведь. Очнется после трехсотлетней спячки в берлоге, расправит свои члены и так разойдется, что все сучья переломает, камня на камне не оставит! Жизнь дотла разрушит". Это записала в октябре 1917 г. в своем дневнике одна интеллигентная и наблюдательная жительница Петрограда. Революция, голод, гражданская война погнали ее с детьми по стране и дали множество случаев столкнуться весьма близко и плотно с народом, которого, живя в Питере, она, в сущности, не знала...

Хотя медведь, конечно, зверь не политический. Поздней осенью и зимой, то есть в самый горячий политический период, когда у нас выборы и революции, он спит в своей берлоге. И лапу сосет. Если же он этого не делает - медведь-шатун, - то представляет несомненную опасность для всего живого.

* * *

Итак, русский медведь страшен и отвратителен, когда дик. И вполне приемлем, умен и послушен, когда приручен человеком. Так что, по сути, метафора "русский медведь" может носить и устрашающий, и умиротворяющий характер. Это уж как кто захочет.

Но если зверь - ручной, то существенно, кто приручил медвежонка и кто, по праву приручения, будет водить его, уже взрослого, на поводке. И дергать за губу, и заставлять играть на балалайке.

В целом же сегодня, когда все забыли, что где-то в лесной глуши еще существует дикий медведь и что именно есть дикий медведь, зверь, а знают медведей только по зоопарку, мультфильмам и сказкам, ему, медведю, чрезвычайно симпатизируют. Поэтому "медвежья" метафорика в политической сфере, скорее всего, дееспособна. Как отблеск мифа, как проекция архетипической народной памяти об архетипическом "идеальном" медведе.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
1146
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
1119
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
904
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
582

Другие новости