0
3733
Газета Стиль жизни Интернет-версия

01.12.1999 00:00:00

Мусульманская самозащита от ваххабизма

Тэги: мусульман, ислам, ваххабизм, религия


МУСУЛЬМАНСКИЕ религиозные деятели России и исламоведы сколько угодно могут говорить о том, что ваххабизм - это движение, возникшее в Аравии в XVIII веке под руководством Ибн-Абд-аль-Ваххаба. Но в процессе общественно-политической практики, хотим мы того или нет, в языке за последнюю четверть века уже утвердилось и другое, второе значение слова ваххабизм - политическое течение, сторонники которого, основываясь на специфической, субъективной интерпретации положений ислама, осуществляют деятельность (преимущественно с использованием насилия), направленную на изменение общественно-политического строя (в первую очередь в странах распространения ислама).

Это второе значение установилось на всем постсоветском пространстве не только в русском, но и в узбекском, таджикском, казахском, киргизском, татарском, в кавказских и других языках. И не только на территории бывшего СССР. Именно во втором смысле оно уже употребляется и в английском, и во французском. И сколько угодно можно говорить об ошибочности этого словоупотребления и даже о злонамеренности тех, кто данное выражение в этом смысле употребляет, факт остается фактом: слово ваххабизм во втором значении прочно вошло в общественный оборот и, пожалуй, становится главным.

Ваххабитские группировки отличаются тем, что в их учении, которое они расценивают как единственно правильную трактовку ислама, присутствуют два непременных, системообразующих, органично присущих ваххабизму положения - о такфире и джихаде. Такфир - это обвинение в неверии (по-арабски куфр) всех тех, кто не согласен с ваххабитами. При этом важно подчеркнуть, что объектом такфира не являются не-мусульмане, ведь они и так кяфиры - неверные. Целью такфира являются мусульмане. Другими словами, ваххабиты провозглашают кяфирами - неверными всех мусульман (подчеркну это особо еще раз), которые не следуют той, специфической интерпретации ислама, которую ваххабиты провозглашают единственно правильной. А в этом случае мусульмане, которых ваххабиты обвиняют в неверии - куфре, приобретают, по оценке ваххабитов, статус вероотступников (по-арабски муртадд), т.е. людей, которые были мусульманами, а потом отошли от ислама.

В отношении же вероотступников в шариате предусмотрена исключительная мера - смертная казнь или убийство, которое становится похвальным делом для всякого мусульманина. (Правда, кровь вероотступника в терминах шариата "разрешена" после выяснения действительного положения вещей и троекратного предложения покаяться и вернуться в лоно ислама, но ваххабиты об этом как-то забывают.) Такфир ваххабиты распространяют на представителей власти в исламских государствах, на правоохранительные органы и силовые структуры, которые это государство защищают и поддерживают, на тех мусульман, которые самим фактом отказа ваххабитам в поддержке ставят себя в один ряд с правителями-вероотступниками.

Еще одно системообразующее положение в идеологии ваххабитских группировок - особо трактуемое понятие джихада. В исламе установилось наиболее распространенное определение джихада как процесса нравственного самосовершенствования и мирных, созидательных усилий верующего. Такая интерпретация джихада основывается на одном знаменитом хадисе (речении) пророка Мухаммада. По возвращении с битвы при Бадре (624 г.), в которой победили мусульмане, он сказал: "Мы вернулись с Малого джихада - к Великому джихаду". Из этого высказывания следует, что Великим (подразумевается главным) джихадом является не война, а мирный труд. Но ваххабитские группировки, во-первых, трактуют джихад как в первую очередь, а на современном этапе - как исключительно вооруженную борьбу, во-вторых, вменяют в обязанность каждому мусульманину (естественно, физически и умственно способному к этому) ведение джихада, в-третьих, объектом джихада определяются кяфиры-неверные. Но поскольку кяфирами-неверными объявляются все, кто не согласен с ваххабитами, то этот джихад ведется в первую очередь против мусульман, в частности, против тех, кто не согласен с ваххабитской трактовкой джихада.

Ваххабиты могут называть себя по-разному. "Джихад" и "Исламская группа" (Египет), "Партия исламского освобождения" (действует во всем мире, включая постсоветские государства), "Сторонники шариата" (Великобритания), "Международный фронт борьбы против евреев и крестоносцев", Конгресс "Исламская нация"- "Конгресс народов Ичкерии и Дагестана" - "Исламские правительственные силы" (боевики Шамиля Басаева на территории Чечни) и т.п. А то и просто без затей - "Мусульмане" (так называли себя члены египетской экстремистской организации, которая получила в СМИ название Ат-Такфир ва-ль-хиджра, "Обвинение в неверии-куфре и уход от мира"). Но дело, конечно же, не в названии, а в деятельности ваххабитских группировок, которая, что важно подчеркнуть, задана программными идеологическими установками, облеченными в религиозную (вероучительную и шариатскую) форму, и осуществляется в соответствии с ними.

Известные события августа 1999 г. в Дагестане продемонстрировали реальную опасность ваххабизма для этой республики в составе Российской Федерации. И не просто для республики как таковой, а мусульман этой республики. И не просто опасность, а угрозу прямого физического уничтожения в ходе джихада, направленного против мусульман Дагестана, которые не соглашаются принять ваххабитскую трактовку ислама. Именно поэтому против агрессии боевиков с территории самопровозглашенной Чеченской Республики Ичкерия встали мусульмане Дагестана, с недоумением и даже подозрением оглядываясь на федеральный Центр, который долгое время не желал замечать угрозу ваххабизма на Северном Кавказе (и не только там), а то и заигрывал с ним.

Именно как форму правовой самозащиты мусульман Дагестана от ваххабизма необходимо рассматривать вступивший в силу в конце сентября 1999 г. Закон Республики Дагестан "О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан".

Закон создает юридическую базу для противостояния религиозному экстремизму (не только связанному со специфически трактуемыми положениями ислама). Статья 1 гласит: "Признать противоречащей Конституции Республики Дагестан, угрожающей территориальной целостности и безопасности республики и запретить на территории РД:

- создание и функционирование ваххабитских и других экстремистских организаций (объединений), деятельность которых направлена на насильственное изменение конституционного строя, подрыв безопасности государства, нарушение общественной безопасности и общественного порядка, создание вооруженных формирований, пропаганду войны, разжигание национальной, расовой и религиозной розни, посягательство на права и свободы граждан, побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий;

- деятельность религиозных миссий, их филиалов, религиозных учебных заведений, благотворительных и иных фондов, военно-спортивных и других лагерей, отдельных миссионеров, физических лиц, проповедующих идеи экстремистского толка;

- изготовление, хранение и распространение печатных изданий, кино-, фото-, аудио-, видеопродукции и других материалов, содержащих идеи экстремизма и сепаратизма, противопоставление людей по национальному или конфессиональному признаку, призывы к изменению конституционного строя".

Закон регламентирует обучение в религиозных учебных заведениях за пределами РД (ст. 2). В соответствии с положениями указанной статьи обучение граждан РД за рубежом в религиозных учебных заведениях допускается только по направлению органа управления республиканской религиозной организации, согласованному с государственным органом по делам религий Республики Дагестан. Обучение в религиозных образовательных учреждениях контролируется органом управления республиканской религиозной организации (ст. 3). Если иметь в виду, что, в соответствии с принятым ранее в РД Законом о свободе совести и религиозных объединениях, на территории РД может существовать только один орган управления республиканской религиозной организации (для мусульман это - Духовное управление мусульман Республики Дагестан), а при правительстве РД действует Комитет по делам религии, то нужно полагать, что контроль за ваххабитской и иной деятельностью такого рода будет осуществляться достаточно плотно.

Этот законодательный акт - не единственная форма мусульманской самозащиты от ваххабизма. Сейчас мало кто помнит, что в июле 1998 г. в Грозном прошел Конгресс мусульман Северного Кавказа, в котором приняли участие религиозные деятели региона. Резолюция конгресса в обращении к властям Чечни, Ингушетии и Дагестана требовала "объявить все экстремистские течения вне закона, установить контроль над всеми исламскими учебными заведениями, учебной литературой, средствами массовой информации во избежание проникновения вредной ваххабитской идеологии в общество". После этого президент Ингушетии Руслан Аушев принял указ о запрете ваххабитской деятельности на территории республики, поддержанный местным мусульманским духовенством. Что-то в этом роде попытался сделать и президент самопровозглашенной ЧРИ Аслан Масхадов. В настоящее время в Чечне, на территории Гудермесского района под духовным водительством муфтия Чечни Ахмед-хаджи Кадырова создана "зона, свободная от ваххабизма". В октябре с.г председатель Госсовета Республики Татарстан Фарид Мухаметшин заявил, что татарстанский парламент тоже может принять решение о "запрещении ваххабизма, поставить его вне закона на территории республики".

Возникает ряд вопросов в связи с принятым в Дагестане законом о борьбе с ваххабизмом и иными эстремистскими течениями. Насколько он соответствует духу и букве федеральных законодательных актов, трактующих вопросы свободы совести и деятельности религиозных объединений? Или же он относится к другому корпусу законов - о безопасности, противодействии политическому экстремизму и терроризму? Не нужно ли принять такие точно законы в республиках в составе РФ, где мусульмане составляют значительную или подавляющую часть населения? И что делать в тех регионах, где ваххабиты как бы вкраплены в неисламскую среду (Астраханская и Волгоградская области, Ставропольский и Кубанский края, Москва и Сибирь и т.д. и т.п.). Не принять ли такой же закон на общефедеральном уровне? Не станет ли он поводом для злоупотреблений и не будет ли использоваться, например, религиозными деятелями против своих конкурентов, пусть и не имеющих прямого отношения к экстремистской деятельности? Не нарушает ли он права и свободы граждан в части реализации принципа свободы совести?

Ясно одно - принятие Закона Республики Дагестан "О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан" представляет собой один из вариантов решения остро вставшей в России проблемы политического экстремизма, использующего религиозное или квазирелигиозное прикрытие.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Яблоко" отмечает 1000 дней спецоперации

"Яблоко" отмечает 1000 дней спецоперации

Дарья Гармоненко

Партия Явлинского напомнит о своей политической борьбе за мир

0
1467
Надеждин идет в народ поговорить о бюджетах

Надеждин идет в народ поговорить о бюджетах

Дарья Гармоненко

Со сбора подписей за социальное государство начнется серия новых оппозиционных проектов

0
1379
У каждого второго микрозаемщика уже есть долг перед банком

У каждого второго микрозаемщика уже есть долг перед банком

Анастасия Башкатова

ЦБ указал на социальную функцию быстрых кредитов до получки

0
1307
Судьям прибавят зарплату за "выгорание на работе"

Судьям прибавят зарплату за "выгорание на работе"

Екатерина Трифонова

Число действующих служителей Фемиды скоро сравняется с количеством отставников

0
1236

Другие новости