ГЛАВНОЕ событие недели для Русской Православной Церкви - праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы - 4 декабря. Праздник связан с красочной легендой о том, что будущую Богородицу, когда она была еще маленькой девочкой, родители посвятили Богу. Средневековые авторы добавили к легенде впечатляющую деталь: стали рассказывать, что Мария удостоилась чести вступить во Святая Святых - особое место, куда мог входить только Первосвященник, и притом один раз в году. Торжественный ритуал посвящения Марии Богу, о котором говорит легенда, историки Церкви признают вымышленным: введение Марии во храм впервые описано в апокрифическом "Евангелии Иакова", которое составлено неизвестными авторами много позже евангельских событий и которое - как и другие апокрифы - Церковь не считает достоверным. Но если речь идет о вымышленном событии, то в чем же тогда cмысл праздника? Почему Церковь отмечает его столь торжественно? Легенда о введении Богородицы во Храм красива и поучительна. Она складывалась постепенно, вбирая в себя опыт духовных прозрений Церкви, и в результате стала иносказательным выражением важных духовных истин. Легенда не отражает фактов видимого мира, но указывает на важное событие мира духовного. Посвящение Марии Богу - факт духовный, и он выражается в той особой святости Марии, благодаря которой юная Дева смогла стать матерью Иисуса Христа (святость Богородицы, согласно учению Церкви, ставит Деву Марию выше ангелов). Недоступность людям места особого Божественного Присутствия - Святая Святых - символ дохристианского состояния мира, где остро ощущалась непроходимая пропасть между Богом и человеком. Маленькая девочка Мария, вступающая во Святая Святых, знаменует собой новое - христианское - состояние человечества, где былая пропасть преодолевается Христом. И, конечно, совсем не случайно праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы стал одним из самых любимых праздников русского народа.
29 ноября - чествование апостола и евангелиста Матфея. До встречи с Христом Матфей (другое имя - Левий) был мытарем, т.е. сборщиком подати ("мыты"). Профессия мытаря в Древнем Израиле была малопочтенной. Во-первых, мытари считались прислужниками оккупантов-римлян и национальными изменниками. Во-вторых, методы сбора податей в те времена мало чем отличались от грабежа. В-третьих, мытари не стеснялись присваивать часть собранных денег. Короче, в глазах окружающих Матфей должен был выглядеть безнадежным грешником. Но именно этого человека сердцеведец Христос делает одним из двенадцати ближайших своих учеников! Именно Матфей становится автором первого из Евангелий! Как часто мы, глядя на кого-либо, испытываем соблазн осудить человека, т.е. сказать или хотя бы подумать: "Вот безнадежный грешник!" Пример с апостолом Матфеем напоминает, что решать, кто безнадежен перед Богом, люди не вправе.