ПОКА политики поднимают тосты за интеграцию, она пришла к нам сама, снизу - полуподпольная и дикая. Бывшие братские республики, а ныне независимые государства стали поставщиками дешевой рабочей силы для России - силы, без которой России сегодня тоже не обойтись. Спасаясь от кризиса, все мы - "рабы", работодатели и просто рядовые граждане - оказались друг у друга в заложниках.
Особенно ярко просматривается эта проблема в российских регионах, расположенных недалеко от бывших южных республик. Сегодня санитарно-эпидемиологические и лечебные службы Волгоградской области приведены в готовность номер один. Врачи прогнозируют события чрезвычайные.
"Да, скифы мы, да, азиаты┘"
Люди со смуглыми азиатскими лицами, "бомжевато" одетые, женщины, замотанные платками по глаза, торговцы с раскосыми и жуликоватыми очами... Для волгоградцев, равно как и для жителей других уголков России, они стали одной из верных примет нового русского времени.
В Волгоградскую область едут в основном жители Таджикистана, Азербайджана, меньше - из Киргизии и Туркмении. Таджикистан, Казахстан и Узбекистан становятся также поставщиками корейцев. Приезжают за заработком, в основном на сезонные работы - на весну-лето. Впрочем, многие задерживаются и на зиму, подзарабатывают на дачах у местного населения (вскопать, спилить, посторожить).
Сколько всего приезжает в Волгоград "гостей с юга", сказать трудно. Официальная статистика дает далеко не полную картину. В 1996 и 1997 годах их официально регистрировалось порядка 1200 человек. В прошлом году количество официально зарегистрированных в качестве "ведущих трудовую деятельность" по целому ряду причин снизилось в несколько раз.
Согласно же неофициальным прогнозам, только на сельхозработах каждый год используются более двух тысяч наемных работников из бывшего СССР. Не меньше (если не больше) принимают в свои объятия вещевые и продуктовые рынки. Еще некоторая часть "гостей" рассредоточивается по улицам и зарабатывает другими способами, включая и незаконные. События 17 августа прошлого года только увеличили этот "кавказско-азиатский поток".
С пеленками и Богородицей
В России они продолжают в меру сил твердо придерживаться своих обычаев и установок. Смуглые продавщицы около раскинутых под палящим солнцем раскладушек с дешевым товаром на "белых" покупательниц смотрят с еле скрываемой неприязнью - "неверные". Впрочем, это не мешает "верным" торговкам жульничать со сдачей, делая вид, что они не понимают по-русски.
Мамы попрошайничают, расположившись на асфальте в людных местах - около магазинов, рынков, подземных переходов. "Работают" они бригадами, большими семьями. Глава клана обычно находится неподалеку, наблюдает за своими "гюльчатаями". Он же забирает периодически у них деньги и является "истиной в последней инстанции". Восток - дело тонкое...
Несмотря на приверженность мусульманской вере, нередко рядом с собой женщины ставят православную иконку с изображением Богоматери (организаторы этого бизнеса кое-что понимают в психологии). Но, конечно, главным аргументом являются дети. Этой зимой3 месяца дежурил около входа в ресторан "Интурист" в центре города черномазый мальчишка лет 10-12 с виду. Несмотря на холод, он был одет лишь в тонкий свитерок. По три-четыре часа прыгал, втянув кулаки в рукава и периодически делая дежурно-жалостливое лицо, когда на горизонте появлялись сердобольные женщины и девушки.
Особенно хорошо "идут" в этом бизнесе грудные дети. Года три назад у 10-11-месячного ребенка обнаружили тяжелую форму малярии. Мамаша таскала его на заработки до последнего. Лишь когда семья поняла, что он умирает, все-таки пожалела - подкинула под двери одной из волгоградских больниц. Когда медики обнаружили подкидыша и попытались измерить ему температуру - шкалы градусника не хватило. История имела хэппи-энд. Врачи вытащили малыша с того света, после чего появились родители и забрали вновь ставшего "трудоспособным" младенца.
За рабский труд - за ворота
Огромный отряд азиатов заполняет сельские плантации, фермы. Обычно работа их начинается в 6 утра, а заканчивается затемно. Работой таджиков обычно все очень довольны. Кто еще будет добросовестно вкалывать буквально за копейки весь световой день... "Рабы из Азии" - прекрасные работяги.
Над ними есть "надсмотрщик", тоже из своих, "бай". Он зачастую и получает деньги от хозяина, а уж как они потом распределяются, одному Аллаху известно.
"Рабов" многие работодатели если и кормят, то раз в день какой-нибудь сомнительной похлебкой. Дневной заработок их, бывает, с трудом достигает той суммы, которую рядовой провинциал тратит на обед. Рабсиле повезет, если для ночлега ей выделят какой-нибудь сарай. Но так как большинство находится на "нелегальном положении", то "рабов" предпочитают удалять подальше от глаз. Они прячутся по посадкам, разбивают свои "аулы" в поймах: роют землянки, накидывают сверху камышей - и крыша, и маскировка.
В одном из сел местные жители поведали, как в конце сезона глава хозяйства грубо выставил рабов из Азии за ворота, не заплатив им ни копейки: "Чего просите?! Нет у меня денег! Пошли отсюда!!" Даже не слишком лояльные к приезжим местные крестьяне, рассказывая эту историю, явно сочувствовали бедолагам. Понятно, что "пожаловаться в профсоюз" возможности у тех нет: у них, как правило, нет не только никаких договоров и разрешений на трудовую деятельность, но и ни одного документа вообще.
Вдруг, откуда ни возьмись, маленький комарик┘
Вместе с собой привозит "ограниченный азиатский контингент" и целую кучу проблем. Одна из главных - малярия. В Таджикистане и Азербайджане уже давно свирепствует эпидемия этой тяжелой болезни. По словам заведующей отделением паразитарных инфекций ЦГСЭН в Волгоградской области Елены Викторовны Путинцевой, подавляющее большинство азербайджанцев и особенно таджиков приезжают сюда уже больными, поскольку система здравоохранения в их странах почти не работает. Нет и никаких межправительственных соглашений об ответственности за завоз на территорию чужой страны тяжелой болезни.
Все это накладывается на местные, не менее отягчающие ситуацию обстоятельства. В Волгоградской области (как и Астраханской, Краснодарском и Ставропольском краях) очень высок риск распространения малярии. За лето здесь нарождается до пяти поколений коварных комариков рода анофелес (в Москве, для сравнения, за сезон их бывает от силы одно-два поколения).
Комфорта комарикам добавляют местное и общероссийское безденежье. До 1990 г. постоянно проводилась профилактическая обработка водоемов, ремонт и чистка оросительных систем, что убивало переносчиков, контролировалась их численность. Но с 1990 г. выделение средств на эти мероприятия прекратилось, поэтому теперь волгоградцы имеют столько переносчиков этой инфекции, сколько дает щедрая природа. А особенно много дарит она их после больших паводков, оставляющих после себя много временных водоемов. Такой паводок был, например, нынешней весной.
Так что сегодня санэпидслужбы подготовили, насколько позволили средства, самих себя и лечебные учреждения в Волгограде, Волжском и особо рискованных сельских районах к чрезвычайным ситуациям. Хотя отсутствие финансов не позволяет в необходимой степени запастись препаратами, оборудованием.
Пример прошлого года, когда из-за засухи и отсутствия необходимых профилактических мероприятий область поразили колоссальные пожары, показал, что это такое - бороться с чрезвычайными ситуациями и их последствиями, имея тощий кошелек. Но пожары не заразны┘ Информация к размышлению: обработка лишь одного гектара водной поверхности не самым дорогим препаратом стоит сегодня 40 тыс. руб. В случае возникновения только одного очага эпидемиологам нужно будет обработать водные и неводные поверхности в радиусе как минимум трех километров (не считая других мер).
Особо тревожатся врачи еще и потому, что ситуация в значительной степени бесконтрольна. Как уже говорилось выше, подавляющее большинство азиатов находятся здесь незаконно, болезнь свою скрывают до последнего. Поэтому невозможно предугадать, где и у кого вспыхнет болезнь. У сельского жителя или у рыбака, охотника, просто отдыхающего в тех же поймах, или у детей, которые отдыхают в лагерях, расположенных в сельских районах. Или у городских подростков, которые любят погулять вечерами. "Малярийные комарихи" - хищницы ночные┘ Но главное, чрезвычайно сложно выяснить, где именно располагается очаг заражения.
Медики ожидают этим летом вспышек уже местных очагов малярии. Особенно волнуются за детей, у которых в последнее время фиксируют ослабление иммунитета. Даже у самих "азиатов", привыкших, казалось бы, к этой заразе, теперь гораздо чаще стали возникать состояния комы. Паразит "звереет"┘
Вне закона и против него
Тянется за торговцами и дешевой рабсилой еще и шлейф специфических проблем. Никто, например, не считал, сколько российских рублей - вожделенных и для нас самих "оборотных средств" - уезжает каждый год в жаркие страны. Там наши "деревянные" - не только средство к существованию, но и дополнительный прибыльный бизнес - их можно выгодно продать.
Купить сегодня для торговца на черном рынке фальшивую справку из налоговой инспекции - не проблема. И торгуй - не хочу. Некоторое время спустя к нему приезжает жена и увозит рубли "на историческую родину".
Уходят не только "оборотные средства", но теряет и местный бюджет. Поскольку трудовая деятельность большинства приезжих остается нелегальной, то соответствующие поступления и сборы в кошелек области не поступают.
То же нелегальное положение автоматически подставляет жителей Кавказа и Средней Азии под бандитские "крыши". Проживая и работая на нашей территории вне закона, они, понятное дело, должны быть максимально сговорчивы, получая, что несложно предположить, в ответ некую защиту - "крышу".
К каким именно криминальным делам привлекается данная категория и привлекается ли вообще - об этом официальные милицейские источники умалчивают. Однако те, кто знаком с проблемой гостей с юга не понаслышке, дают следующую информацию. Во-первых, через торговые точки южан могут отмываться деньги по нескольким схемам. Во-вторых, жителей Кавказа и азиатов привлекают к наркобизнесу. В частности, к продаже наркотиков.
От эпидемии малярии - к эпидемии бедности
Всей этой головной боли способствует непроработанная правовая основа пребывания представителей бывших братских республик в нашей стране. Механизм получения необходимых документов достаточно трудоемок. Да и невыгоден: и для работодателей, и для приезжающих это дополнительные траты денег.
Были предприняты какие-то попытки противостояния негативным последствиям пребывания гостей с юга на местном уровне. Например, обязательное медицинское освидетельствование тех, кто регистрируется в паспортно-визовой службе, попытка максимального ограничения и запрещения ввоза таджиков в те районы области, которые особо угрожаемы по части малярии. Обязали местную милицию отлавливать незарегистрированных азиатов на рынках. Обязали делать это и районные администрации, которые заинтересованы, объективно говоря, закрывать глаза на дешевых рабов, работающих в их районах вне закона. Но даже если тем же торговцам не помогут откупиться деньги и "крыша", то что делать с отловленными? У милиции просто нет денег отправлять их домой за свой счет. Хозяйствам это тоже не нужно.
Федеральные законодательные акты не прописывают конкретно ни штрафных, ни административных санкций. Кое-что пытаются прописать местные законодатели, однако областной закон так и не принят, его ждут уже почти два года.
По большому же счету многое из того, что пытаются сегодня предпринять на местах, противоречит Конституции, положениям о праве свободного передвижения людей, Международной конвенции по правам человека, которая говорит, что человек не может подвергаться насильственному обследованию. Опротестовываются и предписания о депортации азиатов в связи с угрозой вспышки эпидемии.
Но даже если будут приняты необходимые законы и предприняты строгие меры к приезжим, то проявится еще одна проблема. По убеждению многих из тех, с кем пришлось беседовать на эту тему, исчезновение рабов из Азии серьезно ударит по сельскому хозяйству области. Свои крестьяне за такую адскую и низкооплачиваемую работу не берутся. А привлечение студентов сегодня - золотое удовольствие, себестоимость продукции становится столь высока, что производство ее станет убыточным. В прошлом году, когда были вывезены азиаты только из одного сельского предприятия, это обернулось для него потерей 60 тонн яблок┘
Один из сельских руководителей, у которого трудятся выходцы из Азии, говоря на эту тему, горячо подытожил: "Без них мы загнемся! Во всяком случае, останемся без овощей. Точно!".
И это уже серьезно для всех жителей области, большинство из которых в последние 10 лет спасались только благодаря относительно недорогим фруктам-овощам. Так что, скорее всего, в ближайшее время на больных как минимум малярией и потенциально "криминогенных" рабов из Азии будет по-прежнему большой спрос. И возможно, встречать их на вокзалах станут не облавой, а хлебом-солью. Волгоград