МНОГИЕ верующие стремятся различать подлинную и поддельную церковность. Для христианина по-настоящему церковно только то, что свято. Например, незаконное (и потому лишенное святости) распоряжение священника, сделанное от имени Церкви, признать церковным невозможно. Поскольку не все кажущееся церковным действительно таково, жизнь постоянно являет нам как бы два православия - настоящее и поддельное. Настоящее - доброе, светлое, радостное. Поддельное - злобное, темное, мрачное. В настоящем царит Христова любовь и Христова свобода. В поддельном нет места ни любви, ни свободе. Поддельное нередко сохраняет, а иногда и превозносит внешнюю форму "православности", но за этой формой нет должного содержания. Поддельное несет угрозу и Церкви, и обществу. Большая общественная опасность - стремление под видом благочестия насаждать ненависть ко всем инаковерующим и неверующим: в России, где немало неверующих и где живут верующие православные, протестанты, католики, мусульмане, буддисты и последователи других религий, религиозная вражда и нетерпимость может обернуться большими бедствиями. Откуда идет искаженное и поддельное православие? Некоторые думают, что оно возникает от глупости, злобы, невежества, от недостатка религиозной культуры, от использования церковных правил во вред, а не на пользу людям. Другие считают главной бедой желание неверующих и недостойных верующих превратить Церковь в орудие личных интересов - например, использовать Церковь в политической борьбе партий. Но за любыми причинами искаженной и нездоровой религиозности скрыта одна общая причина - человеческий грех. Победить грех своими силами человеку трудно. Поэтому в борьбе с грехом верующие обращаются к Богу, к святым и к особым силам духовного мира, которые обозначают словом "ангелы".
С памятью об ангелах связано главное для Русской Православной Церкви событие текущей недели - собор Архистратига Михаила (21 октября). Обычно православные говорят об ангелах как о невидимых существах. Изображения ангелов на иконах некоторые люди ошибочно воспринимают как портреты. Но эти изображения лишь служат знаками, обозначающими Невидимое. День, именуемый в церковном календаре собором Архистратига Михаила, является чествованием всех "святых бесплотных сил", т.е. всех ангелов Божиих.
18 ноября - память святителя Ионы Новгородского (ум. в 1470 г.). Он был игуменом Отней пустыни, а с 1458 г. - Новгородским архиепископом, создавал в Новгороде приюты для сирот и вдов. Иона - один из последних епископов вольного Новгорода. Для защиты своей паствы от притязаний Москвы ездил в Москву к Ивану III и сумел его уговорить "мирно смотреть" на Новгород. "Кровавый царь" Иоанн Грозный уничтожил новгородскую вольность и жестоко расправился с жителями города, но не смог уничтожить память о новгородских святых.